Утренняя реплика 11 декабря 2019

Когда становится грустно от инициатив наших чиновников, всегда можно посмотреть что там у европейцев. А в Европе, тем временем, неспокойно. Продолжается битва Еврокомиссии и IT-гигантов. Агентство Reuters со ссылкой на источники в Еврокомиссии сообщает, что готовится более жёсткие механизмы противодействия гегемонии зарубежных сервисов, которые внезапно оказались сплошь американскими. Особенно раздражают еврочиновников Google, Apple, Amazon и Facebook. Все эти компании виновны в том, что не дают развиваться альтернативным европейским сервисам, а штрафы уже не работают. Даже восемь миллиардов долларов, которые совокупно выплатил Google в виде штрафов, не возымели должного результата. Компаниям попросту выгодно работать так, как они привыкли. И никакие штрафы не перекроют ту прибыль, которую удаётся получать, используя монопольное положение.

Что ж, это резонно. Российская практика показывает, что штрафы работают далеко не всегда. И особенно важно то, что не работают они именно в тех ситуациях, где это критически важно. Ни на дорогах, где водители включают режим «я спешу, я могу себе позволить сегодня заплатить за превышение и проезд по обочине». Ни в мобильной связи, где операторы со не задумываясь выплачивают копейки присуждаемые абонентам по суду. Ни, тем более, в интернете.

Настоящая проблема заключается в том, что кроме штрафов, мер против компаний, уличённые в монополизме, крайне мало. Да, есть механизм принудительного разделения компаний, как это было в своё время с Microsoft. Но если уж мы коснулись этого примера, то стоит заметить, эффект от такого дробления был разве что косвенным. Windows до сих пор самая популярная настольная операционная система. А пресловутый Internet Explorer много лет удерживал высокую долю рынка — до тех пор пока за дело не взялись Apple и Google. Да, Билл Гейтс до сих пор корит себя за то, что прозевал мобильную революцию и упустил рынок смартфонов. Сейчас он оправдывает это тем, что тогда был слишком увлечён антимонопольным процессом. Но вряд ли чиновники затевали этот процесс лишь для того, чтобы отвлечь внимание Била Гейтса от конкурентов.

Но вернёмся в Европу. Европейских чиновников не устраивает, что Apple сама решает, какие приложения достойны её платформы, а какие нет. Не устраивают их и правила магазина приложений Google, который вообще вышел на рынок мобильных операционных систем чуть ли не последним, но всё-таки смог занять на нем доминирующее положение. Facebook никого не заставлял регистрироваться и звать друзей. Amazon не уничтожал книжные магазины. Все эти компании создали нечто востребованное аудиторией. И покупают iPhone не потому, что нет альтернативы, а потому что, черт возьми, он лучше, чем «Яндекс.Телефон» или какой-нибудь, не приведи господь, Inoi. Да и Google Mail пользуются не потому, что боятся товарища майора и его неусыпного ока, а потому что пользоваться Mail.ru или «Яндекс Почтой» попросту менее удобно. И так почти во всем. Создавали мессенджер как альтернативу Telegram, а тамтамить в нем решили почему-то лишь террористы. В этом, видимо, тоже виноват злой «монополист» Дуров и американские корпорации.

Кроме топорных методов, вроде разрубания компаний на части и штрафов, есть другие методы ограничения с монополий. Примером такого регулирования можно назвать систему Fair Play в европейском футболе. Суть очень простая — нельзя тратить больше, чем зарабатываешь. Точнее можно, но лишь в определённых пределах. В футболе это правило ввели для того, чтобы остановить безумное заливание рынка деньгами, которое вело к тому, что конкуренция между между клубами становилась бессмысленной. IT индустрия штука сложная и требует не менее аккуратного и тонкого подхода к регулированию, чем спорт. Скорее, даже более.

Но каким бы суровым и изощрённым ни было антимонопольное законодательство, невозможно побороть монополиста, не предлагая конкурентоспособную альтернативу. И именно с этим у еврочиновников (и не только евро-) самая большая проблема.