Бесплатных айфонов больше не будет

MNP, он же Mobile Number Portability, то есть перенос номеров между телефонными операторами является одной из услуг, которая даёт больше свободы абоненту в выборе оператора связи. В России поправки в законодательство, благодаря которым эта возможность появилась и у нас, пафосно окрестили «законом об отмене мобильного рабства». К сожалению, не обошлось без некоторой российской специфики, о которой мы в своё время много писали.

Но, как выяснили некоторые опросы — телефонный номер, это не единственный, и в некоторых случаях не самый сильный якорь, который может удерживать абонента. Речь идёт об операторских телефонах, то есть аппаратах которые могут работать только в сети одного оператора. Их ещё называют залоченными, привязанными и так далее.

Появились такие аппараты в качестве маркетингового инструмента, позволяющего скрыто кредитовать потребителей. Изначально смартфон доступен в салоне оператора за относительно небольшую сумму, но продаётся он в комплекте с контрактом, как правило на год или два, в течение которых клиент должен платить весьма высокую абонплату. В которой, собственно и скрыт платёж за телефон. В России такая модель продаж не прижилась по ряду причин, вместо неё популярен обычный кредит выдаваемый банком.

Однако на рынках, где доля привязанных телефонов велика, переход от одного оператора к другому затрудняется чаще всего именно самим смартфоном. Во-первых абоненты не привыкли платить полную стоимость за телефоны сразу, во-вторых сам процесс разблокировки, если и доступен, то не всегда прост и удобен, даже если за аппарат выплачена полная стоимость. Именно так обстоят дела в Британии.

Поэтому британское управление по коммуникациям, известное как же как Ofcom, провело исследование, которое показало, что более трети людей, желающих перейти к другому оператору, отказались от этой идеи из-за привязки телефона. При этом британские операторы придерживаются самых разных стратегий и подходов в вопросах привязки абонентских устройств. Кто-то позволяет разблокировать устройство за определённую плату, кто-то позволяет сделать это бесплатно, но минимум через несколько месяцев после окончания контракта и так далее. В итоге около половины британцев сталкивались с проблемами при попытке разблокировать своё устройство.

Ofcom планирует ввести единые условия для всех. По мнению регулятора это серьёзно упростит процесс перехода абонентов между операторами. К рассмотрению предлагаются два подхода. Первый предполагает автоматическую разблокировку телефона после выплаты всех платежей по контракту, или как альтернатива — автоматическую отправку смс с кодом разблокировки и инструкции по его вводу. Второй более радикальный: устройства должны продаваться разблокированными сразу. Именно он, с точки зрения регулятора, самый удобный для потребителей и потому считается предпочтительным.

Любое из этих решений серьёзно повлияет на британский рынок и будет своего рода экспериментом за которым будут пристально наблюдать рынки, где доминирует операторский ритейл и продажа привязанных контрактных телефонов.

В настоящее время специалисты Ofcom проводят обсуждение возможных вариантов, итоговое решение планируется завершить к началу марта. В случае, если тот или иной вариант будет принят, то он вступит в силу ровно через год после публикации решения.

В целом же, складывается впечатление, что когда подобные меры обсуждают отраслевые специалисты, пусть даже и чиновники, качество принимаемых решений оказывается выше, чем в случае, когда такие вопросы доверяют парламентариям без образования и опыта работы, вне зависимости от того в какой стране это происходит.