Цукерберг в законе

Нельзя назвать новым тот факт, что крупные IT-корпорации используют свои ресурсы для прямого влияния на политические процессы. Да и деплатформинг как явление, существует тоже не первый год. Но похоже, что covid-19 оказал влияние на скорость, с которой развиваются события в индустрии. Всё стало происходить ещё быстрее. Общая нервозность, видимо, связанная с пандемией и выборами, привела к тому, что некоторые руководители Кремниевой долины стали слишком интенсивно дёргать красные рубильники. Последствия были неизбежны, ибо, как нас учит материалистическая диалектика, количественные изменения рано или поздно переходят в качественные. Как только стало ясно, что больше нет никаких юридических возможностей опротестовать результаты выборов в США, руководитель Твиттера Джек Дорси узрел свет истины. Оказывается, Твиттер пригрел у себя главаря изменников, отщепенцев и фашистов. Тут же закипела стахановская работа по выкорчёвыванию всех до одного враждебных элементов. Призыв подхватили трудовые коллективы всей Долины: от Купертино до Пало-Альто, и даже в далёких Редмонде и Сиэтле инженерно-технические работники не смыкали очей. Общими усилиями право-трампистский блок был разгромлен за считанные часы.

Плюс-минус, детали этой истории известны всем, поэтому пересказывать их, наверное, не имеет смысла. Конечно, некоторые публикации трудно читать без удивления, например, релиз Mozilla с заголовком «Нам нужно больше чем деплатформинг». В общем, камень покатился с горы. Обсуждать политические последствия не наш профиль, хотя нет никаких сомнений, что это повлияет и на отечественную политику, в том числе и на регулирование интернета. В РКН, наверное, все руководство танцует нижний брейк и крутит сальто от радости уже который день подряд. Теперь у них есть универсальное обоснование для практически чего угодно на много лет вперёд.

Другой интересный момент заключается в том, что американский Big Tech сам не вполне готов к такому повороту событий. Лет через 5-7, вполне возможно, что пункт о запрете антидемократической агитации и пропаганды вполне органично смотрелся бы в условиях использования сервисов и ПО. Но сейчас очевидно, что случившееся серьёзно подорвало доверие ко многим сервисам и даже концепциям использования, а для претензий национальных правительств теперь появился более чем весомый аргумент. И нет никаких сомнений, что он будет пущен в ход и не раз. Проще говоря, последствия такой революционной сознательности вряд ли радуют коллег Джека Дорси, некоторые из которых потратили десятилетия, чтобы добиться своего положения на глобальном рынке. В каком-то смысле, он уподобился нашему РКН, выбрав рабоче-крестьянский способ решения сложных проблем. Да и что тут предлагать? Пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то. Взять всё, да и забанить.

Тут ещё хочется сделать одну ремарку. Да, юридически право на это сервисы имеют, а в типовом соглашении об использовании обязанности есть только у пользователя, даже если сервис платный. Но в иных ситуациях тот же Твиттер, настаивал на том, что за контент несёт ответственность исключительно пользователь, а они лишь платформа. Ну а если это выгодно, то, конечно, соцсети пытаются позиционировать себя как СМИ или даже особый общественный институт, с претензиями на соответствующие привилегии. Тоже самое касается отношения к публичной оферте и многому другому.

Неудивительно, что столько шума наделала история с лицензионным соглашением WhatsApp. Многие сочли это очередным закручиванием гаек и ущемлением прав пользователей, связанное с итогами выборов. Однако же реальная причина иная, хотя тоже связана с политикой. Прошлогоднее антимонопольное расследование в отношении Facebook нарисовало вполне реальную перспективу отделения WhatsApp и Instagram.

И юристы решили на этот случай явно прописать согласие на передачу информации в Facebook, чтобы в случае вывода WhatsApp в отдельную компанию, для Facebook ничего не поменялось. Такая вот упреждающая легализация данных полученных исключительно честным путём.