Урок отечественного ПО

На этой неделе довольно бурно обсуждалась новость о том, что работников госорганов и учителей хотят заставить пользоваться только мессенджерами российской разработки. Так как предполагается, что учителя будут вынуждены использовать их для общения с родителями и учениками, то этот самый софт будут вынуждены устанавливать и собеседники.

Даже вы если не слышали об этой новости, то легко можете представить себе какую реакцию общества она вызвала. Ответ тоже оказался легко предсказуемым, так как схема оборонительного пиара не меняется у нас годами:

Во-первых, это все неправда, ну, может и правда, но совсем чуть-чуть. Во-вторых, а вы знаете какой кошмар творится в этой сфере на западе? И традиционный финальный аккорд — а чем мы хуже запада, давайте сделаем так же.

Вступать в дискуссию такого уровня нет никакого желания, все настолько предсказуемо, что даже иронизировать тут уже давно нет повода, все шутки давно придуманы.

Однако же мы столкнулись тем, что даже сейчас есть немало людей которые искренне не понимают что происходит, почему возникла такая реакция общества.

Что ж, попробуем ещё раз проговорить вслух очевидные вещи. Да, граждане с недоверием относятся как государственным инициативам, так и к некоторым категориям отечественного ПО. Это закономерный результат вполне определённой стратегии, и раз эта стратегия не меняется, то не очень понятно почему ожидаются принципиально иные результаты.

Что касается вопроса «существует ли угроза от использования иностранных сервисов обмена сообщениями?» — то он не очень некорректен. Тут зависит от того, что считать угрозой, а самое главное для кого. Для самого пользователя риски использования зарубежных мессенджеров и социальных сетей, при прочих равных оказываются ниже, чем при использовании отечественных аналогов. Даже если этот пользователь имеет доступ к чувствительной для государства информации, как это ни парадоксально звучит.

На эту тему обычно стараются не говорить, но у отечественной правоохранительной системы есть некоторые дефекты, назовём их так. Девиз Вышинского «был бы человек, а статья найдётся», в современной трактовке выглядит как «была бы статья, а человек найдётся». Условно говоря, если депутаты примут поправки в уголовный кодекс, которые запрещают пилотируемые полёты на Юпитер и холодный ядерный синтез, то через некоторое время появятся первые осуждённые по таким статьям. И, скорее всего, это будут люди из самых социально незащищённых слоёв, например, медсестры, учителя и так далее. Показатели, раскрываемость, премии, звания, ну, вот это всё.

В ситуации, когда один сервис, без всяких решений суда, в автоматическом режиме, предоставляет практически любые данные, которыми можно манипулировать для повышения т.н. раскрываемости, а другой не предоставляет, понятно, какому больше будут доверять пользователи по прошествии времени. Важно понимать, что тут наибольшее влияние оказывают не громкие политические процессы, а накапливаемый годами опыт на низовом уровне. На эту тему сформировались устойчивые городские легенды, которые, к сожалению, периодически получают своё подкрепление. Можно, конечно, отводить глаза и делать вид, что это не так, но от этого доверия к отечественным сервисам больше не станет.

Другая важная часть истории заключается в том, что «эффективный» маркетинг в стиле майл.ру агентов и прочего подобного ПО не прошёл бесследно. Миф о том, что репутация в нашей стране не играет никакой роли и с помощью пиара можно легко решить любые репутационные проблемы в реальной жизни не находит своего подтверждения.

Вообще, многие процедуры и практики, которые отечественные менеджеры считают декоративными и пытаются обойти, сформировались не от чьей-то глупости или наивности, наоборот. Просто эффект от них проявляется в среднесрочной и долгосрочной перспективе. И то, что сейчас многие, даже разумные и необходимые инициативы в области цифровизации будут сталкиваться с глухим низовым саботажем, это лишь следствие, как многие до сих пор считают, простых и «эффективных» решений.