«Московский Акселератор» выводит стартапы на международные рынки

6 декабря в Старт Хабе на Красном Октябре, в пространстве "Полусфера", прошел Demo Day трека Transport&Mobility проекта «Московский акселератор». Мы посетили мероприятие и спросили Ксению Борбачеву, заместителя генерального директора Агентства инноваций Москвы, о том, что такое «Московский акселератор» и какие перспективы в сфере инноваций и развития акселерационных программ нас ждут.

Ксения, что такое Московский акселератор? И чем он отличается от других?

«Московский акселератор» — целая экосистема проектов и сервисов, и его можно смело назвать уникальным. Нет другого акселератора, который работает на стыке трёх целевых аудиторий — город, крупные корпорации и стартапы. Наша задача заинтересовать всех. Городу мы можем предложить инновационные решения и продукты под любой запрос. Корпорациям мы помогаем значительно сэкономить средства на организацию акселератора и сбор релевантной воронки стартапов. Когда корпорация реализует акселератор своими силами, она тратит в десятки и сотни раз больше средств и ресурсов специализированных сотрудников. А для стартапов мы интересны тем, что «Московский акселератор» — это самый короткий и прямой путь к сотрудничеству с корпорациями и городскими структурами, и наши выпускники очень часто говорят об этом. Мы запускаем до 7-ми отраслевых акселераторов в год, когда другие акселераторы реализуют 3-4 трека.

Но ведь со стартапами работают не только партнеры?

Конечно. Несмотря на то, что мы привлекаем внешних экспертов, у нас есть компетентная внутренняя экспертиза. Более того, мы должны показать результаты, которых достигли все участники проекта: город, стартапы и корпорации. Мы следим за успехами выпускников, аккумулируем и продвигаем информацию об их достижениях. Помимо самого акселератора, есть постакселерационная программа, где мы в течение трех месяцев работаем с нашими выпускниками, помогаем выйти на международные рынки и решить более масштабные задачи.

А есть ли постакселератор у других?

Далеко не у всех. Нам не все равно, что происходит с участниками после окончания акселератора. Demo Day, конечно, финал трека — но для его участников ничего не заканчивается. Через некоторые время мы их приглашаем в постакселерационную программу. Есть много различных инициатив, в которых стартапы могут поучаствовать, и мы даем такую возможность.

На данный момент у вас более сорока партнеров, есть ли планы по расширению партнерской сети, например, в 2022 году?

Мы над этим постоянно работаем. Изначально «Московский акселератор» планировался как проект, который будет работать не только на московском рынке, но и на мировом. Начиная с этого года, мы начали активно развивать международное сотрудничество. Сейчас очень плотно работаем с Кореей. Теперь мы можем наши стартапы выводить и масштабировать в Корее, и наоборот.

Быть может будет какой-то международный трек?

Да, мы запустим международный акселератор с Кореей в следующем году.

Вернемся к трекам — что получают победители треков?

Лучшие выпускники получают возможность сотрудничества с партнерами — например, запуск оплачиваемого пилота с корпорацией. И это очень хороший пример, в результате которого стартапы сокращают путь до конечного потребителя, а корпорации получают столь необходимые им инновационные проекты.

Кстати, еще один момент, почему корпорации предпочитают работать с нами: ни для кого не секрет, что многие крупные компании и так работают с инновациями. Но даже они приходят в «Московский акселератор», потому что мы за меньшее количество времени и денег можем отобрать лучшие решения и удивить наших партнеров. Яркий пример — трек FutureBank, с «Банк Уралсиб». Многие стартапы-участники направляли свои решения в Уралсиб напрямую и не получали обратной связи. Наш акселератор помог подсветить сильные стороны их проектов и, в конечном итоге, дал шанс сделать оплачиваемые пилоты с партнером.

Что получают победители треков?

Во-первых, каждый, кто попал в акселератор — уже большие молодцы. Но иногда в наших акселераторах есть победители, которые получают денежные гранты (в треке «Цифровые сервисы» наш партнер «Яндекс» сформировал призовой фонд – 10 млн. рублей, который разделили два победителя). Чаще всего участникам вручают сертификаты на платные пилоты и другие призы. Некоторые выпускники получают гранты от Moscow Seed Fund.

Мы разговаривали сегодня с участниками трека Transport&Mobility. Один участник сказал, что для него, например, было очень важно получение дополнительных бизнес-коммуникаций не только с экспертами, но и с участниками — потому что здесь тоже есть определенная точка роста, где они могут дополнительно найти новых клиентов. Есть ли какое-то внутреннее сообщество, где вы помогаете стартапам друг с другом работать?

Да, есть. Как только участники проходят акселератор, выпускаются на Demo Day, их добавляют в ALUMNI-клуб выпускников «Московского акселератора». Сейчас там больше 200 участников. И это очень удобно: во-первых, это пространство для коммуникаций с единомышленниками. Обменяться мнением, найти кого-то — все это возможно в нашем Alumni. Когда выпускники присоединяются к чату, они представляются, рассказывают о своем проекте. Во-вторых, в этот чат мы отправляем новости, анонсы мероприятий или приглашаем на какие-то активности в рамках постакселератора. Например, после заключения соглашение о партнерстве с Кореей, корейская сторона просит предоставить список стартапов для венчурных фондов и корпораций, у которых есть запрос по определенным тематикам. Мы сразу смотрим на наших выпускников, подбираем решения, которые соответствуют запросам — и у наших технологических компаний есть возможность показать свои проекты на международном уровне. Есть, например, мероприятие с израильскими фондами — действуем по тому же сценарию. Также было мероприятие с посольством Великобритании — они были в качестве организаторов, а мы приглашали стартапы. Это еще один путь для вывода своих решений на международный рынок, либо возможность получить консультацию или поддержку.

Вы говорите про зарубежные рынки: Корея, Израиль, Великобритания. А какие еще есть страны, которым интересны наши стартапы и возможно наоборот, у нас есть потребность в их стартапах?

У нас нет никаких ограничений. Все зависит от запросов. Мы открыты к сотрудничеству и приветствуем развитие международного партнерства. Некоторые страны заинтересованы в российских технологиях и стартапах, как, например, Бразилия, Германия и ОАЭ. Есть страны, которые готовы развивать технологические бизнесы в России, например Корея и Финляндия. Мы готовы к сотрудничеству и всегда рады совместным достижениям и результатам.

Подводя итог, какое вы могли бы выделить главное преимущество «Московского акселератора» для партнеров?

«Московский акселератор» — точка входа для всех игроков инновационной индустрии, где каждый найдет то, что ищет.