AR, VR и PR

Технологии дополненной и виртуальной реальности продолжают оставаться предметом многочисленных спекуляций. К примеру, не так давно появились утечки о том, что Microsoft приостановила или отложила разработку Hololens 3. Или вот, буквально вчера журналисты обратили внимание на то, что Apple активно продолжает разработку ПО для своей гарнитуры дополненной реальности. О бывшей Facebook и говорить не стоит, так как эта компания сделала ставку в первую очередь на PR. Опять же, мы писали об этом ещё в январе, потому как ребрендинг и мета-презентации выглядели слишком уж откровенной попыткой успокоить инвесторов перед началом сезона годовой отчётности. Но, что называется, не фартануло.

Интересно и поведение компаний в этой сфере. Дело в том, что именно Microsoft оказалась самой успешной компанией в области технологий дополненной реальности. Она смогла найти рыночную нишу и продать Hololens на миллиарды долларов военным и промышленным заказчикам. Приостановка активного развития проекта в этой ситуации выглядит довольно важным сигналом, потому как проблем с финансами у компании нет, а значит есть какие-то иные причины.

Тут нужно обратить внимание на то, что в отличие от ex-Facebook, Apple, Google и Microsoft работают в первую очередь над технологиями дополненной реальности. То есть над устройствами и ПО, которые предоставляют пользователю дополнительные возможности в реальном мире. Это может быть навигация, подсказки при выполнении сложных технологических операций, компенсация различных проблем со зрением и так далее.

Да, есть ряд серьёзных препятствий, которые мешают массовому распространению таких технологий: технические, экономические и социальные. Но вместе с тем, не смотря на риски, тут довольно легко представить бизнес-модели, которые позволят получать прибыль в долгосрочной перспективе.

В случае же с чисто виртуальными мирами, за пределами довольно узкого сегмента индустрии развлечений, никакого разумного долгосрочного бизнеса в таких проектах разглядеть не получается. Поэтому мы видим все эти странные мультики и поток откровенных вбросов. Доходит уже до каких-то совсем примитивных историй. Официально нанятая Facebook женщина заявляет о том, что она стала жертвой домогательств в виртуальном пространстве. Загадочным образом это становится новостью, которую комментирует вице-президент направления. После чего все переписывают поток пресс-релизов о том, как компания озаботилась важнейшей проблемой виртуального харассмента. Следом идёт поток комментариев, ах, какой безумный мир, куда все катится и так далее. В каком-то смысле тоже хочется так воскликнуть, но от того, что подобные пиар-разводки, как минимум, хорошо известны ещё со времён Алкивиада и не смотря на это продолжают работать.

Если же мы посмотрим на реальные продукты, в том числе и аппаратные, то мы увидим серьёзное техническое отставание даже от индустрии компьютерных игр. При этом не предпринимается никаких реальных шагов чтобы это отставание сократить.

Можно предположить, что через некоторое время, возможно через несколько лет, у Фейсбука появится новая тема для подобного пиара. Кто сейчас помнит криптовалютный проект Libra? А ведь прошло всего два года. При запуске руководству была заранее известна реакция финансовых властей на подобный проект. Но никто и не собирался ничего запускать. Схема всей кампании была похожей на сегодняшнюю и по странному совпадению тоже начала сворачиваться после завершения сезона отчётности в феврале 2020 года. И хотя проект ожидаемо провалился, маневр позволил Цукербергу удержать власть в своих руках. И вот мы видим повторение того же трюка, где роль криптовалюты выполняет некая виртуальная вселенная.

Иными словами, стоит чуть внимательнее относится к новостийному потоку и отделять реальные инновации от старых как мир пиар-технологий.