Революция откладывается

Фото Avinash Patel/pexels.com (CC)
Состояние экономики часто определяет то, как рынок воспринимает перспективы той или иной технологии. При этом не так важно, что она из себя представляет в действительности. Конечно, на восприятие влияют и другие факторы. Такие, как например, уровень экспертизы и аналитики. Но не будем о грустном.

В свое время мы много говорили о том, как политика мировых центробанков влияла на загадочные дефициты, которые возникали то там, то тут. Стоило немного ослабить «меры по поддержке экономики» (которые, напомним, преимущественно сводились к раздаче денег), как дефициты магическим образом стали исчезать. Вместе с всевозможными рекордами на фондовых рынках. Как говорится, невеселы лица простых инвесторов. Впрочем, мы обещали, что не будем о грустном. Поэтому вернемся к технологиям.

В этом полугодии многие производители и эксперты стали говорить, что технологии беспилотного вождения переоценены и до реального коммерческого внедрения ещё очень далеко. И это странным образом совпало с сокращением потока ликвидности, который поддерживал ярко-зеленый окрас тикеров фондовых рынков.

Стали появляться исследования и отчеты, из которых следует, что потрачено почти 10 лет и более 100 млрд долларов, но на дороги общего пользования самоуправляемые автомобили выезжать ещё не готовы. В неудачах винят энтузиастов, пиарщиков и, конечно же Илона Маска, как же без него. Мол, многие столкнувшись с красочной визуализацией того, как самоуправляемая машина «видит» окружающее пространство были очень впечатлены и стали возлагать на новые технологии слишком большие надежды. Потому что это сильно напоминает фантастические фильмы вроде «Терминатора», в которых зрение машины намного превосходит человеческие возможности.

Отчасти это правда. Дисплей Теслы с отображением окружающей дорожной обстановки производит впечатление при знакомстве, особенно если это происходит в темное время суток. Но довольно быстро становится понятно, что эта картина не столь идеальна, какой кажется в первые минуты. Но даже если бы получаемое изображение отражало бы все происходящее вокруг с максимальной точностью, это не означает, что машина способна реагировать на увиденное так, как этого хотелось бы людям. То есть точно и аккуратно водить автомобиль.

Несомненно, эти визуализации были важной частью маркетинга, который был направлен как на конечного потребителя, так и на инвесторов. Но очень уж лицемерны попытки свалить ответственность за всё на Маска, который продвигает сырую технологию на массовый рынок. Как будто все остальные честные и ответственные разработчики бережно расходующие деньги инвесторов. Главным трюком, который позволяет максимизировать инвестиции, является сама идея достижения 5 уровня автономности. То есть способности автомобиля самостоятельно передвигаться по уже существующим дорогам общего пользования без сопровождения водителя или инженера.

Ведь именно этот уровень, с одной стороны не имеет четких границ и сертификаций, а с другой — является невероятной силы рыночным преимуществом. Потому что в теории, его достижение позволяет практически моментально начать захват рынка без каких-либо задержек. Конечно, в погоне за таким призом стоит рискнуть. Примерно так же, как в свое время рискнул Боинг проектом с 737 MAX, в котором была сделана ставка на то, чтобы избежать изменений в инфраструктуре обслуживания, что продавалось как главное преимущество.

Идея, что автономное вождение может быть доступно только на каких-то специально сертифицированных дорогах, в сравнении с 5 уровнем, выглядит настолько же менее привлекательной, насколько и более реалистичной. Но пока у инвесторов была избыточная ликвидность, любой, кто выступал с альтернативными концепциями, потенциально отрезал себя от большей части доступных на рынке денег. Но в момент когда денег становится меньше, вдруг выясняется, что на практике до вожделенного 5-го уровня ещё далеко.

Но мы бы не стали винить красивые визуализации и научную фантастику в завышенных ожиданиях. Куда как большее влияние оказывала финансовая фантастика которой пичкали инвесторов все эти годы.