Закономерность

Фото Thought Catalog/pexels.com (CC)
Тема криптовалют снова стала популярной в этом месяце. Событий много, они довольно интересные. Курс криптовалют сильно упал, крупные стартапы на этом рынке разоряются один за другим, а скептики и вовсе начинают хоронить криптовалюты как концепцию. Мол, поигрались и хватит.

И хотя мы сами довольно критично высказывались относительно многих проявлений криптобума, но совсем хоронить криптовалюты все-таки не стали бы. Это примерно то же самое, что заявлять о ненужности блокчейна по итогам краха какой-нибудь очередной NFT-шарашки.

Да, есть немало серьезных вопросов к подобным инструментам. Но технологии сами по себе не становятся хуже от того, что фундаментальные экономические и социальные законы все ещё работают. Просто сфера их применения не столь широка, как хотелось бы энтузиастам.

Криптобум, фантастический рост на фондовых рынках и другие экономические явления удивительным образом совпали с чрезвычайными мерами центробанков по вливанию ликвидности в экономику. Эксперты упражнялись в самых невероятных прогнозах и объяснениях. Новая экономика, чудесный мир будущего без границ и государств, революция в сфере финансов и так далее.

Но в какой-то момент оказалось, что экономика все та же самая, а избыточная ликвидность на финансовых рынках, рано или поздно будет подтапливать другие сектора экономики. Что в свою очередь предсказуемо ведет к росту инфляции. Которая достигла таких значений, что была признана серьезной проблемой. Краник немного прикрутили, начали поднимать ставки и магическим образом бум прекратился.

Конечно, такое объяснение устраивает далеко не всех. Поэтому конспирологических версий появляется столько, что перечислять их можно часами. Однако некоторые из них возникают не на пустом месте. Действительно, криптоиндустрия оказалась очень привлекательной для отмывания денег и легализации доходов. К примеру, некоторые очень удачливые NFT-художники по удивительному совпадению оказывались связаны с сомнительными личностями, вроде мафиози или членов наркокартелей. Об обычных мошенниках, наверное, и вовсе не стоит упоминать.

Но есть один очевидный аспект, который многие сторонники децентрализации по какой-то причине стараются не обсуждать. Он заключается в том, что в отличие от иерархической системы, в децентрализованных существенно выше требования ко всем участникам. Это логично — если у вас нет единого центра, который наделен соответствующими компетенциями и доверием, а вместо него сеть равноправных участников, то и сами эти участники, как минимум, должны обладать равными компетенциями.

Поэтому в реальной жизни такая система не может стать массовой. Как следствие, для розничных потребителей стали появляться сервисы, которые брали на себя решение ряда технических задач, в том числе и хранения криптовалюты. Удобно же — поставил приложение из плеймаркета и управляй своими криптоактивами с любого устройства. Все красиво быстро и понятно. Правда, при этом нарушается фундаментальный принцип ради которого, все и затевалось: децентрализация.

То есть фактически, вы имеете дело с тем же самым банком, который в отличие от традиционного, не ограничен массой требований и правил. Как говорится, что же тут могло пойти не так?

На прошлой неделе началось банкротство крупной криптобиржи FTX. Хотя ещё совсем недавно считалась весьма надежной, её рекламировали знаменитости вроде Шакила О Нила и Жизель Бюндхен. Компания могла себе позволить даже рекламу на СуперБоуле в этом году.

Но внезапно выяснилось, что она не может исполнять свои обязательства перед клиентами. Потому что куда-то испарились криптоактивы на почти 10 млрд долларов. Временная администрация обнаружила не то, чтобы какие-то махинации и вывод средств клиентов, а полную анархию. Включая отсутствие точного реестра клиентских счетов, актуального списка сотрудников, а также бекдоры позволяющие владельцу обманывать наемный менеджмент.

Но мы не можем разделить изумления аудиторов. Наоборот, было бы удивительным, если бесконтрольный и ничем не ограниченный доступ к чужим миллиардам привел бы какому-то качественно иному результату.