Почему повышение тарифов на связь - это новая реальность?

Фото ukrtor/pixabay.com (Pixabay License)
Есть такая предновогодняя забава у коллег — писать про повышение тарифов. Тема беспроигрышная, неизменно вызывающая повышенный интерес как у населения, так и у чиновников. Первые начинают сетовать на то, что операторы высосали из них последние соки, вторые, разумеется, пытаются оседлать хайп и немедленно со рвением Держиморды принимаются строчить запросы в ФАС, Минцифры и Спортлото. Заканчивается этот адвент тем, что цены операторы все равно поднимают, но осадочек, как говорится, остается.

Не можем оставаться в стороне и мы. Но, если позволите, мы напомним несколько основополагающих аксиом, знание которых сильно меняет восприятие этой ежегодней вакханалии.


  1. Операторы всегда — абсолютно всегда — согласовывают повышение тарифов с ФАС. Правда вот ФАС никогда — абсолютно никогда — не дает письменное подтверждение того, что они что-то согласовали. Делается это по понятным причинам: как только хайп по поводу очередного повышения достигает определенного уровня, ФАС, переобувшись в воздухе, немедленно выступает с осуждением и угрозами начать расследование. Такая вот дихотомия.
  2. Связь давно стала коммунальной услугой. На которые, кстати, тарифы индексируются ежегодно. И далеко не всегда на уровень инфляции. Конечно, в ЖКХ есть масса других проблем, в частности, невозможность обеспечить абсолютную прозрачность в подсчетах, но тем не менее коммуналку (не теле) повышать можно. А тарифы на связь — извольте сходить на поклон к ФАС. При этом есть мнение, что если современному человеку предложить выбор — доступ к интернету или доступ к туалету в квартире, то выбор будет не таким уж однозначным.
  3. Повышение тарифов производится вовсе не потому, что кому-то внезапно понадобились деньги. То есть деньги, понятно, нужны, но под повышение попадают исключительно архивные тарифы. Рынок сильно меняется, в том числе под влиянием внешних факторов, и те же безлимиты вполне могут существовать в условиях, когда у операторов, во-первых, достаточно валюты для покупки оборудования, и, во-вторых, есть доступ к этому оборудованию. Сегодня нет ни того, ни другого. Но даже в этих условиях, когда некоторые наши коллеги всерьез рассуждают о какой-то грядущей деградации сетей, операторам удается не только сохранять качество сервиса, но и производить модернизацию сегментов в регионах, и даже выходить в новые.
  4. Есть еще и фактор справедливости. В многоквартирном доме все платят коммунальные услуги по одному единому тарифу. И было бы странно, если ваш сосед платил в пересчете на квадратный метр меньше вас (субсидии не в счет). В мобильной связи сегодня это обычное дело. Все зависит от того, сколько наглости, способности грамотно терроризировать и выпрашивать скидки есть у абонента. В результате один платит 200 рублей, а другой 600. В среднем получается 400, но в реальности тот, кто платит 600, на самом деле платит 400 и доплачивает за «удачливого» соседа еще 200. Справедливо ли это? Вопрос риторический.

Нам кажется очевидным, что сказав «раз» наше Минцифры должно сказать и «два». Разрешив весной этого года операторам повышать тарифы на уровень инфляции, Минцифры должно сделать так, чтобы индексация цен проходила по тому же принципу, по которому происходит индексация тарифов ЖКХ и других услуг первой необходимости. Ну и пора уже заставить чиновников из ФАС давать письменное подтверждение того, что они не были против повышения тарифов. Чтобы не было потом внезапных пивотов, авось не стартап.