В статье приводятся разные оценки по тому, какую долю рынка занимают тв-платформы Яндекса и Сбера, но в одном эти оценки сходятся — половина рынка приходится на Android TV. Это, впрочем, больше говорит о доле китайских производителей (собственно, они и ставят стандартный Android TV) на российском рынке, чем о силе Яндекса или Сбера.
В 2022 году Сбер и Яндекс мгновенно нивелировали эффект от формального ухода корейских производителей ТВ. Яндекс делал упор на приставки Яндекс.Модуль, уделяя телевизорам, производившимся по их заказу на заводе Haier, сильно меньше внимания. Справедливо рассудив, что спрос на приставки в условиях, когда приложения на Tizen и WebOS перестали обновляться, будет сильно выше, чем на телевизоры. Сбер же напротив, отправился в Беларусь, где на мощностях Горизонта и Витязя как не в себя начал выпускать брендированные телевизоры на устаревшей компонентной базе. Произвел их достаточно много, некоторые до сих пор лежат на складах.
Так что ничего удивительного в том, что половину (а может и больше) рынка телевизоров заняли китайские производители. Некоторые из них даже попытались поиграть в собственные экосистемы, тот же Huawei и Hisense. Но ни HarmonyOS, ни Vidaa не прижились. А между тем для того, чтобы полноценно заходить на рынок, нужно выполнять довольно специфичные требования законодательства о предустановке приложений. В этом контексте переговоры Яндекса с производителями начинают играть совсем иными красками.
Дело в том, что в классических переговорах такого толка сильная позиция — у производителя. И для того, чтобы пустить на телевизор стороннюю операционную систему и тем самым лишиться своих доходов, он вполне себе мог бы требовать немалых выплат. Но тут ситуация не такая уж и классическая — нужно устанавливать российские приложения, а значит, коммуницировать с их разработчиками, дабы те адаптировали свои приложения под их, производителя, платформы. Плюс ко всему толку от российского рынка в плане продажи контента и сервисов нет — платежи все равно не проходят. Так что ситуация выглядит как взаимовыгодная.
Сберу, наверное, очень обидно — банк втянулся в блудняк с запуском целого завода по производству телевизоров, а это сильно другой уровень затрат. Если Яндексу удастся запартнериться хотя бы с TCL и Haier, это мгновенно увеличит не только долю Яндекса на рынке телевизоров, но и проникновения всей экосистемы Плюса. Причем, потратив на это относительно небольшие деньги, ведь производством, маркетингом и продажами будет заниматься производитель.