Воровство медных кабелей считается мировым бедствием, но так уж сложилось, что наиболее распространен этот «бизнес» в ЮАР. Медные кабели идеальны для перепродажи: спрос всегда есть, цена неизменно высокая. В США, например, медный лом принимают по 7-9 тысяч долларов за тонну (в пересчете, конечно, тонну никто не сдает), тогда как мировые цены на медь 9-10 тысяч долларов за тонну. Медь легко переработать и поэтому сложнее отследить, а спрос на нее, особенно в США с ее попытками играть в зеленую энергетику, постоянно растет.
Не меньше от похитителей медных кабелей страдает и Европа, где фиксируются тысячи случаев ежегодно. Такое же количество фиксируется и в Японии, которая сильно меньше Европы. А вот в арабских странах и России воровать металл стали реже. Эксперты, ранее объяснявшие популярность воровства кабелей в ЮАР общим низким достатком граждан, больше не используют такую аргументацию, что логично — ведь тогда придется использовать те же аргументы в отношении США и Европы.
Цены на медь стабильно растут по нескольким причинам. Во-первых, к ключевым поставщикам (Чили, Перу, Конго) «цивилизованный» мир выставляет требование соблюдать «экологические нормы», что не очень способствует повышению производства. Во-вторых, спрос на медь постоянно растет в основном из-за «зеленого перехода»: альтернативной энергетики, электромобилей и общей урбанизации, подтягивающей за собой связь и строительство. Наконец, санкции, тарифы и общая турбулентность на сырьевых рынках вызывает неопределенность и пространства для спекуляции. Например, в июле в результате биржевой спекуляции кратковременно стоимость меди на рынке достигала 13 тысяч долларов за тонну.