Из-за многолетней практики субсидий и выполнения квот заводы способны выпускать вдвое больше машин, чем страна может купить 55 миллионов мощностей против 27,5 миллионов фактического производства. Только треть дилеров остается прибыльной, остальные работают в убыток, но продолжают закупать новые партии, потому что остановка означает потерю кэшфлоу и моментальное банкротство.
Местные чиновники раздают земли под заводы со скидками и требуют взамен производственных квот — каждый губернатор хочет отчитаться перед Пекином об успехах стратегической отрасли. Глава производителя грузовиков Sany сравнил ситуацию с ездой на велосипеде: крутишь педали без остановки, уже при смерти, но продолжаешь крутить, чтобы не упасть.
Проблему понимают и сами власти. Си Цзиньпин летом публично раскритиковал провинциальных руководителей за гонку инвестиций в электромобили и искусственный интеллект, министерство промышленности призвало прекратить ценовые войны, а в мае власти заявили, что «в ценовой войне не бывает победителей».
Первые шаги по регулированию ситуации начались. В июне несколько городов остановили выплаты по программам обмена старых машин на новые: бюджеты исчерпаны, а дилеры начали оформлять совсем новые авто как «подержанные», чтобы получить субсидии. С 1 января 2026 года для экспорта электрокаров понадобится разрешение. Власти хотят сначала убрать искусственные продажи и демпинг внутри страны, а уже потом постепенно возвращать экспорт.