Эпоха дешевых солнечных батарей и аккумуляторов подходит к концу

Маленьким секретом индустрии «зеленого перехода» и альтернативной энергетики является реальная причина бурного роста этого рынка в последние годы. Ведь солнечные батареи, системы хранения энергии и прочие «зеленые» истории придумали много лет назад. Так почему актуальными они стали только сейчас? Причина — Китай и его избыточные мощности. Только вот праздник, похоже, подходит к концу.

В течение последних нескольких лет стоимость солнечных панелей, произведенных в Китае, постоянно снижалось. К концу 2024 года это привело к рекордно низким ценам в перерасчете на генерацию электроэнергии — до 0,07-0,09 доллара за ватт. Откуда взялись все эти избыточные мощности? Все просто, до недавнего времени Европа и США агрессивно продвигали повестку о переходе на альтернативные источники электроэнергии, в США и вовсе была масштабная программа субсидий на покупку электромобилей и всячески поощрялись проекты по строительству систем на основе солнечной энергетики. Пузырь постоянно надувался инфраструктурой, по бросовым ценам поставляемой из Китая. Но с приходом в Белый дом Дональда Трампа все изменилось.

При этом один из главных потребителей продукции из сектора «зеленой энергетики» — сам Китай. Но даже Поднебесной сложно переварить тот объем, который стали выпускать производства, а потому, как это обычно бывает в Китае, вмешалось правительство.

Первым делом, чиновники постановили сократить мощность производства поликремния, одного из важнейших компонентов в производстве солнечных панелей. В результате цены на поликремний уже в сентябре 2025 года выросли на 48%, что потянуло за собой рост стоимости всей связанной продукции. Чтобы усилить эффект, китайское правительство также потребовало прикрутить краники на всей цепочке производства солнечных панелей с одной стороны, и отменило налоговые льготы на экспорт в размере 13%.

Как это повлияет на мировой рынок догадаться несложно, если принять во внимание, что Китай занимает 80% рынка солнечных модулей и 90 % рынка литий-железо-фосфатных (LFP) аккумуляторных батарей.

К чему все это приведет? Как минимум, к локализации производства, хотя и тут могут возникнуть проблемы, учитывая какую долю на мировом рынке необходимых для подобного производства ресурсов занимает Китай. Как максимум, к оздоровлению рынка в целом, так как бизнес-модели, основанные на субсидировании и низких ценах одновременно, нежизнеспособны. А там внезапно может выясниться, что возобновляемая энергетика не такая дешевая, как ее пытаются представить «зеленые». Не говоря уже о том, что американские и европейские потребители (в отличие от чиновников) отлично умеют считать деньги и может так оказаться, что они не захотят платить за «зеленый переход» из собственного кармана.

Стоит, наверное, добавить, что всей этой ситуации могло бы и не быть, если бы изобретатели «зеленой» повестки просчитали бы последствия своих действий. Подтолкнув к переходу на возобновляемые источники энергетики, внедрению электротранспорта и прочим инициативам Китай они, возможно, и представить не могли, насколько серьезно китайцы подойдут к решению этой задачи. Результат очевиден — зеленый переход случился, но не там и не так, как этого хотели инициаторы.

//Сергей Половников