Это достижение советских ученых стало результатом, как это ни странно, пари, которое заключил международный мастер шахмат Дэвид Леви с разработчиками «Каиссы» в декабре 1974 года. Пари заключалось в том, что Леви не верил, что разработчики сумеют за один год создать программу, способную переиграть сильного советского шахматиста в эндшпиле. Примечательно, что в этот момент Леви уже заключил пари с другими, по большей части американскими, разработчиками ИИ. Это случилось в августе 1968 года, суть спора в том, что Леви утверждал, что в течение 10 лет ни одна шахматная программа не сможет обыграть его в матче. Это пари, кстати, Леви выиграл, в отличие спора с советскими учеными.
Ставка в пари с советскими учеными была символической. Если побеждали разработчики «Каиссы», то Леви передавал им 12 бутылок шотландского виски, если же побеждал Леви, то он получал бы 12 бутылок водки.
Матч между «Каиссой» и Авербахом продолжался 8 часов, в основном из-за скорости вычислений, производившихся на ЭВМ. Главным достижением стало то, что программа находила ходы, которые были совершенно неочевидными и не согласовывались с теорией эндшпилей. Именно это впечатлило и разработчиков, и самого Авербаха, так как, пусть и в небольшом эпизоде шахматной партии, но программа продемонстрировала нетипичный подход и действовала непредсказуемо.
Сам Леви, впрочем, перешел из стана скептиков в лагерь энтузиастов ИИ лишь в 80-х. Подчеркивая, что успехи советской школы показали, что в конкретных узких задачах компьютер уже может быть сильнее мастера, но это не опровергает его исходное пари, касавшееся полноценной партии между человеком и компьютером. Стоит напомнить, что первую победу компьютера над человеком в классической шахматной партии с действующим чемпионом мира одержал суперкомпьютер Deep Blue 10 февраля 1996 года.