Уголовка за IMEI

Ни дня без инициатив. Сегодня коллеги из Ведомостей вытащили на свет божий еще одну: предлагается ввести уголовную ответственность за невнесение в договор на услуги связи с иностранными гражданами и лицами без гражданства IMEI устройства, для которого приобретается SIM-карта. Законопроект уже одобрен профильной комиссией и может быть внесен в Госдуму на этой неделе. Уголовная ответственность наступит в случае, если с помощью SIM-карты соответствующее лицо нанесет ущерб более 5 миллионов рублей. Если меньше — штрафы. Кому — в законе напрямую не прописано, но очевидно, что ответственность в итоге повесят на того, кто SIM-карту продал.

Требование фиксировать IMEI в договоре с иностранцами работает уже год, но как-то мошенничества не поубавилось, равно как и ограничения мобильного интернета с весны прошлого года все равно появились в нашей жизни. Как уголовная ответственность повлияет на снижение мошенничества также непонятно: по тому же делу Ларисы Долиной в итоге посадили трех дропперов и одного курьера, самих телефонных мошенников так и не нашли.

За инициативой фиксировать IMEI в договоре может крыть куда более суровый план по созданию концепции, которую в прошлом называли «в интернет по паспорту». Речь о создании отдельного контура идентификации пользователя мобильного интернета. Сейчас операторы могут определить того, на чьи паспортные данные оформлена SIM-карта. Определить, тот ли это человек на самом деле невозможно. Предлагается к этому добавить и IMEI устройства, который, очевидно, россиянам в обозримом будущем предложат регистрировать, самостоятельно или через МФЦ — вопрос процедурный.

При этом IMEI к устройству имеет опосредованное отношение, этот идентификатор указывает на модем в устройстве. Модемов этих в устройстве может быть несколько, в большинстве современных смартфонов их 2 – по одному на каждую SIM-карту. Очевидно, их придется регистрировать. Так же придется регистрировать планшеты с eSIM/SIM, часы с eSIM, и, конечно, все устройства интернета вещей и автомобили, ежели там есть возможность мобильной передачи данных.

База получается нешуточная. И страшно подумать, к какому объему личных данных получат доступ злоумышленники, если эти данные утекут.

У этого всего есть и светлая сторона. Гипотетически при условии, что каждый абонент занесет данные о своих устройствах, в которых может стоять приобретенная им SIM-карта, можно скорректировать ограничения доступа к передаче данных до тех устройств, которые не идентифицированы в системе. Но для того, чтобы все это заработало именно таким образом, требуется суровая координация между всеми участниками процесса. Ну а чтобы эти самые участники процесса отнеслись к этому с какой-то долей энтузиазма, требуется поставить или хотя бы задекларировать конечную цель.

В эту бочку негатива добавим и каплю позитива. История с реестрами и базами IMEI находится на зачаточной стадии. Да, любому, кто наблюдает за рынком и регуляторикой, понятно, к чему все идет. Но понятно, что движение это очевидно и нарочито медленное. Насколько это возможно. У такого феномена есть два положительных эффекта — все если и случится, то нескоро, а если и случится, то с максимальной подготовкой. Помните о том, как запускалась разморозка SIM-карт после роуминга или 3 дней бездействия? Работает же. Ну, по крайней мере для российских SIM-карт.

А иностранцы… Ну, они и так к нам сейчас едут в формате экстремального приключения. И оформление SIM-карты — лишь часть этого аттракциона.

//Сергей Половников