Реальность - иллюзия, вселенная - голограмма, скупай всё

Иллюстрация сгенерирована нейросетью Perplexity
«Как думаете, кого сегодня купил Wildberries?» — это самый короткий пересказ того, чем занимался маркетплейс весь прошлый год. Чего теперь только нет в портфеле компании: один из крупнейших туроператоров Fun&Sun, парфюмерно-косметическая сеть «Рив Гош», даже единственный международный аэропорт в Ингушетии и доля в национальном почтовом операторе Узбекистана. О планах мы и вовсе молчим, ведь регистрация товарных знаков и доменов шла на все подряд — от онлайн-кинотеатра, до разработки ПО для компьютерных игр.

Однако прилавок пустой, хоть холодильник и полный. Фактически из важных запусков за 2025 год можно отметить лишь старт продажи квартир в новостройках. Однако и там куча пробелов: оформить заказ на сайте или в приложении нельзя, среди контактов только номер горячей линии застройщика. В начале и вовсе были доступны предложения только от ГК «Самолет», с репутацией на рынке недвижимости которого может потягаться разве что Лариса Долина. Сервис коротких видео Wibes также не выстрелил: данные по его ежемесячной аудитории маркетплейс перестал раскрывать через два месяца после запуска. Ну а когда еще через два месяца туда пришел работать Евгений Гуцал, вайбы Nuum стали еще сильнее. В общем, сделать свой аналог TikTok Shop не получилось.

Параллельно внешнее давление на сами маркетплейсы только усиливается. Герман Греф уже посчитал, сколько именно платформы недоплатили налогов, а глава ЦБ Эльвира Набиуллина продолжает намекать на необходимость регулирование финтеха онлайн-торговли. Перспективы не радужные, ведь буквально недавно был закрыт вопрос с законом «о платформенной экономике». Не помогает даже пламенное обращение Татьяны Ким со страниц «Коммерсанта», где она называет происходящее «публичными атаками» на российский цифровой бизнес. В результате к схватке присоединяются офлайн-ритейлеры во главе с бывшем мужем Ким и сами селлеры, которые обвиняют площадки в значительном повышении комиссий. Видимо, антидепрессанты, ставшие неизбежным спутником любого, кто пытается вести бизнес на маркетплейсах, кончились.

Есть мнение, что весь следующий год Wildberries потратит на то, чтобы пройти между Сциллой и Харибдой: не допустить оттока продавцов с площадки, сохраняя прежние комиссии (а в их снижение мы не верим, ведь надо на что-то запустить облачный гейминг и купить хлебзавод в Карабаново), и отбиться от претензий банков и традиционной розницы (во что мы так же не очень верим, слишком долго Греф ждал возможности отомстить за неудавшийся маркетплейс от Сбера). Собранные в режиме Плюшкина активы продолжат тухнуть, как и планы, ведь все силы теперь направлены на сохранение прежних позиций. Поэтому подозреваем, что обещанный в 2024 году при объединении Wildberries и Russ аналог Amazon и Alibaba мы не увидим еще очень долго. Как и запуск платежной системы для трансграничных платежей. А вот покупки останутся: надо ведь хоть как-то «сжигать» бюджеты и имитировать «бурную деятельность».