
Например, в отчете отмечается невообразимый успех Вьетнама на поприще «зеленой» повестки, отмечается, что с 2019 по 2025 год доля электротранспорта в стране выросло с 0,1% до 40%. При этом акцент делается на том, что все это благодаря государственным инициативам и поддержке, однако, любой, кто был в современном Вьетнаме, прекрасно знает реальную причину: скутеры. Традиционно автомобилей во Вьетнаме сильно меньше, те, у кого заводятся хоть какие-то деньги, покупают себе скутер (если денег нет — всегда есть велосипед). При этом своего производства во Вьетнаме толком нет, и большая часть транспортных средств — что скутеров, что автомобилей — везется из Китая.
Что действительно сделало правительство Вьетнама для продвижения перехода с дизельного на электрический транспорт, так это прямые запреты на использование скутеров на ДВС (пока лишь в некоторых городах), а также стимулирование производства электромобилей в стране. Правда, и это производство имеет китайские корни. Так что в пример приводить Вьетнам не стоит: страна просто повторяет, пусть и с задержкой, путь Китая.
Китай, кстати, в отчете тоже фигурирует (что неудивительно). Ember указывает, что на Китай приходится две трети всех проданных электрокаров в мире. Напрямую это не говорится, но Китай действительно постепенно подминает под себя этот рынок: в Турции строится завод BYD, в Индонезии строится фабрика по производству аккумуляторов, а в целом экспортная выручка Китая от продажи электромобилей увеличилась в 3 раза. Неудивительно, что США и Европа нервничают: у Китая есть вся необходимая сырьевая база, а в области технологий Китай уже обеспечил себе необходимый сувернитет. В то же время у США и Европы есть технологии, но для производства нужны ресурсы, особенно редкоземельные. Которых, как оказалось, у них нет.
Конечно, отрабатывая гранты, Ember уделяет большую часть отчета тому, как электротранспорт позитивно влияет на экологию и сокращение зависимости от ископаемого топлива. При этом игнорируются простые вопросы. Как там с электричеством и его генерацией? У Китая все неплохо, есть атомная энергетика, а солнечные панели и генерация бьют все рекорды. В Европе некоторые страны уничтожают свои АЭС, а климатические условия не позволяют в полной мере пользоваться ветряной и солнечной электрогенерацией. Для работы электротранспорта нужно электричество, а генерирует его Европа и США в основном за счет того самого ископаемого топлива. Причем в обозримом будущем электрокарам придется бороться за электричество с растущими ЦОДами. Котята сами себя не сгенерируют, AI требует все больше мощности.
Второй вопрос касается добычи необходимых для электрокаров и «зеленой» энергетики ископаемых и, что немаловажно, переработки всего того электронного мусора, который генерирует электротранспорт. Проблема становится тем заметнее, чем больше электромобилей первых поколений сталкивается с необходимостью замены батарей. Что делать с отработавшими? Особенно в странах, где нет необходимой для переработки батарей инфраструктуры?
Электротранспорт — это не про «зеленый переход», а скорее про баланс: электричество все равно приходится откуда-то брать, и главная задача — сделать стоимость (как в деньгах, так и в экологическом разрезе) этой энергии как можно более низкой, а ее производство — эффективной.