
Книги в этом году были особенно интересны маркетплейсам. Маленькими, но громкими шажочками в ноябре Ozon пришел к тому, что хочет (и может) брать с издателей по 39%. Тогда, правда, предполагалось, что на этом маркетплейс и остановится. В этом плане у того же Wildberries аппетиты чуть скромнее, тарифы там заморозили аж на полгода.
Конечно, книгоиздатели предвкушали, что площадки продолжат играть на чувстве упущенной выгоды у читателей и сами не упустят возможность отщипнуть лакомый кусок рынка. В декабре «Эксмо», «Росмэн» и «Альпина» уже сообщали о планах главных игроков отечественного екома повысить тарифы.
Электронная коммерция и так захватила почти все книжные продажи, дальше им только наращивать эту долю. Почему? Ну вот даже если зайти сейчас в любой букстор и посмотреть, сколько стоит розница, рука сама потянется к заказу на маркетплейсе. Да и фраза: «Не покупай здесь, на ВБ дешевле», которая, кстати, не только к книжкам относится, уже стала настолько обиходной, что напоминает серию «Черного зеркала», когда люди при покупке лайт-подписки на жизнь, нативно транслировали рекламу в самые рандомные моменты.
Отсюда и повсеместное закрытие книжных магазинов. Ведь если люди покупают меньше — значит цену надо сделать больше. А если кто-то продает даже ниже отпускной цены — в магазин людей придет меньше. В общем, вполне вероятно, что в ближайшие годы сходить за книгой в магазин будет сродни визиту в библиотеку.
Но нельзя забывать о том, что издателям для сохранения рентабельности ничего не мешает повысить цены также и в екоме. Сейчас пока речь идет о 10-15%. Тут логично задаться вопросом, а что будет с такой привлекательной ценой за книгу на маркетплейсе, если ее продавец должен будет платить торговой площадке все больше?
Логика и тех, и тех понятна, но потребитель видит только итоговую картину. А в ней сейчас люди из регионов уже намного реже приходят в магазин, чтобы потрогать ручками шершавые страницы и выбрать что-то себе по вкусу. А там, возможно, и до пункта выдачи уже меньше будут добираться, чтобы «потрогать ручками». И вот тебе уже сокращение оборота книжной розницы ничем не компенсируется.
Но мы то знаем, какой цифровой сервис тогда обязательно примет разорившихся на бумаге читателей, да еще и по подписке.
