Операторы добились бесплатного доступа в дома


Печально известная своими законодательными инициативами Людмила Бокова, являющаяся еще среди прочего первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, предполагает, что закон о свободном доступе операторов связи в многоквартирные дома легко пройдет все чтения в Государственной думе и уже осенью будет принят. Обсудить законопроект вместе с представителями ФАС, Экспертного совета при Правительстве РФ и операторов пригласили сегодня журналистов. Впрочем, мероприятие было больше похоже на питч, чем на обсуждение. По крайней мере, о последствиях принятия этого закона всерьез говорить участники собрания не захотели.

В чем суть закона

О том, что управляющие компании зачастую используют лазейки в законодательстве для препятствования операторам связи заходу в дома и подъезды, было известно давно. Количество операторов, к которым можно подключиться, зачастую определялось вовсе не желанием самих операторов предоставлять услуги в том или ином доме, а степенью жадности управляющей компании. В последние годы особо прогрессивные УК стали плодить собственных ШПД-операторов, выставляя жильцам, не имеющим альтернативы, сверхвысокие тарифы. Впрочем, любой арендатор в бизнес-центре уже знаком с таким раскладом: в арендованном офисе можно пользоваться лишь одним операторам по тарифам, в разы превышающим рыночные. На фоне стремительно дешевеющего мобильного интернета все чаще возникает ситуация, когда подключиться к оператору мобильной связи выходит дешевле, чем к фиксированному.

Наряду с «карманными» операторами, УК используют другую заградительную меру. Операторам предлагается заплатить за право использовать кабельные шахты в подъездах для подключения жильцов и предоставления им услуг домашнего интернета и ТВ. По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолий Голомзина, цена варьируется от 500 до 80000 рублей. Куратор рабочей группы «Связь и IT» Экспертного совета при Правительстве РФ Ирина Левова сообщила, что ей известны случаи, когда цена повышалась до 96 тысяч рублей. Бывало так, что в обмен на доступ в дом требовали установить видеонаблюдение и передать все оборудование на баланс ТСЖ.

Управляющие компании использовали уже обкатанную на остальных спорах как с внешними компаниями, так и с недовольными жильцами схему. Принудить УК что-либо сделать можно, но для этого требуется постановление общего собрания собственников, на котором в ходе голосования решение должны поддержать не менее двух третей собственников. На деле такое количество собственников жилья в одном месте и время собрать фактически невозможно, а результаты заочного голосования всегда могут быть оспорены одной из сторон. Возникла ситуация, при которой УК получали возможность выдвигать любые требования к компаниям, и зачастую это противоречило интересам самих жильцов. Объем таких необоснованных платежей Людмила Бокова оценила в 10 миллиардов рублей.

Продвигаемый Боковой законопроект преследует две цели. Во-первых, все операторы должны иметь доступ в многоквартирные дома без ограничений со стороны УК или ТСЖ. Во-вторых, доступ должен быть безвозмездным. За ограничение доступа предполагается административная ответственность.

Позитивные последствия

Действительно, сегодня сложилась ситуация, при которой выбор оператора связи делает не абонент, а некая управляющая компания. Именно поэтому в подмосковных новостройках зачастую нет альтернативы «Ростелекому», а внутри Москвы в какой-то момент большая часть домов оказалась в Wi-Fi-аду МГТС, чьи сотрудники понатыкали собственных точек доступа, не удосужившись даже настроить их таким образом, чтобы они не мешали друг другу. В регионах чаще используется схема с карманным оператором, кроме которого в доме нет никого. Если закон примут — а учитывая личность, которая этот закон продвигает сомнений в его принятии нет — все карманные операторы в одночасье станут никому ненужными шарашкиными конторами.

Для операторов связи — особенно федеральных — этот закон позволит продолжить наращивание абонентской базы. Сейчас рост сдерживается тем, что в домах и целых микрорайонах засели некие местные игроки, которые чаще занимаются вымогательством, предлагая себя на продажу с мультипликатором к рыночной цене. Поэтому вполне понятно, что операторы закон, экономящий им гигантские деньги, поддерживают.

Против выступали игроки строительного рынка, что вполне понятно — услуга домашнего интернета уже давно является больше коммунальной, той, без которой жить в квартире практически невозможно. И вполне логично, что застройщик хотя бы на первых порах хотел бы получить дополнительный доход от первых жильцов, у которых попросту нет альтернативы. Если учесть еще один немаловажный фактор — инертность абонентов — то так компания, которая первой заходит в подъезд, даже после появления конкурентов продолжает удерживать лидерство по количеству подключенных абонентов. Да, она снизит цены, но клиентов вряд ли потеряет. Отсюда и нотки раздражения, с которыми на безобидные вопросы Content Review отвечал президент компании «Эр-Телеком Холдинг» Андрей Кузяев.

Негативные последствия

Эффект бабочки давно известен всем, кто застает рынок или индустрию в момент ее трансформации. В случае с законом о равном доступе операторов связи в многоквартирные дома эффект бабочки накроет рынок так, что никому мало не покажется. Проблема заключается в том, что проект закона затрагивает лишь финансовую сторону вопроса и никак не учитывает тотальную разнородность технической возможности доступа хотя бы трех, не говоря уже о большем количестве операторов в многоквартирный дом.

Для того, чтобы понять весь грядущий ужас, выйдите на лестничную клетку и откройте свой щиток, где расположены кабеля. Держу пари, там уже сейчас творится форменный кавардак, и это в условиях, когда в дом пускают «за деньги». Что будет, когда УК обяжут не препятствовать доступу в дома, представить несложно. Сейчас у нас полдюжины федеральных операторов, каждый из которых может «зайти» в дома хоть завтра, благо каждая базовая станция сотовой связи требует достаточно толстого канала связи, а значит, особой стройки не понадобится. Но в подъезде эти операторы неизбежно столкнутся с тем, что шахты для прокладки кабелей уже заняты, оборудование ставить некуда, а абоненты, видя столь высокое внимание к их трехстам рублей в месяц быстро смекнут, что теперь они — царь горы. И потребуют снижения цен. И обязательно найдется тот, кто дрогнет. Стагнирующему рынку ШПД только новой ценовой войны и не хватало.

Соответственно, законопроект, снимающий финансовые барьеры, будет вынужден обрасти дополнительными подзаконными актами, устанавливающими барьеры технологические. Ведь никто не станет бурить в построенном и сданном доме новые кабельные шахты, обеспечивать подведение необходимой мощности электрическую проводку куда-то на чердак, где будет размещено оборудование всех возжелавших войти в дом операторов, а самое важное — нести ответственность за последствия. Потребуется составлять новую документацию, утверждать проект, подбирать подрядчика. И за весь этот банкет явно будут платить не депутаты, а жители многострадального многоквартирного дома.

Альтернативный путь

В прошлом году в Красноярске нам удалось ознакомиться с интересной концепцией, продвигаемой одним из крупнейших интернет-провайдеров города. Она касалось создания общей инфраструктуры в многоквартирных домах, содержание и обслуживание которой должны осуществлять управляющие компании. Операторы, в свою очередь, должны подключаться через УК к этой инфраструктуре и уже продавать услуги конечным потребителям.

Концепция утопична, но вполне отвечает тем же чаяниям Людмилы Боковой и Анатолия Голомолзина о светлом будущем цифровой экономики. Другое дело, что к такому повороты не готовы управляющие компании, которые, откровенно говоря, тонут в океане коммунальных проблем. Им только роли инфраструктурного оператора для полноты картины и не хватает. Тем не менее, данный концепт имеет право на жизнь или как минимум быть услышанным.

Последние полгода телеком-террора

По словам Людмилы Боковой, законопроект уже одобрило правительство РФ и в ближайшее время он будет внесен в Думу для прохождения всех чтений и согласований. Так как проект разрабатывался вместе с операторами (редкий, к слову, случай), никаких препятствий на пути к его утверждению она не видит. Если не случится восстания УК, то закон будет принят и подписан президентом уже осенью.