Утренняя реплика 13 декабря 2019

На этой неделе произошло важнейшее событие для нашего рынка. Операторы редко объединяют усилия, но в нужный момент способны откинуть в сторону разногласия и выступить единым фронтом. В течение всего года продолжалась дискуссия о том, как именно должен развиваться 5G в России. Вариантов было два. В первом сценарии частоты выдавались одному игроку, а остальные операторы должны были идти к нему на поклон, бить челом и просить дать подержаться за 5G. Второй сценарий предполагал, что раз частот мало, то надо строить общую радиосеть на равных условиях. В Европе именно так и поступили. Но там, за кордоном, причина вынужденной дружбы операторов была немного иной. Чиновники заломили такие цены за частоты, что у операторов попросту не осталось денег на самостоятельную стройку. В России все иначе, и все шло к созданию очередного «инфраструктурного» оператора. Но что-то пошло не так, и влажные мечты «Ростелекома» о единоличном владении частот 5G так и остались мечтами.

Итак, операторы «Билайн», «МегаФон», МТС и «Ростелеком» подписали соглашение о намерениях. Это первый шаг к созданию совместного предприятия, причем совершенно нового, с равными долями каждого из участников. Напоминаем, что одно совместное предприятие уже существует, его создали «Ростелеком» и «МегаФон». Это происходило как раз на пике уверенности «Ростелекома» в том, что частоты 5G выдадут именно ему и никому другому. Ну а «МегаФон» имея за плечами опыт со «Скартелом», вовремя подсуетился.

Опять же, если кто-то забыл, то много лет назад в России уже был опыт выдачи частот только одному игроку рынка. Тогда LTE-частоты дали «Скартелу», а остальных операторов заставили подписать соглашение, по которому они должны были становиться виртуальными операторами «Скартела». Соглашение подписали и немедленно использовали вместо туалетной бумаги, потому как дичь с «инфраструктурным оператором» была интересна лишь «Скартелу». Спустя несколько лет частоты LTE выдали всем операторам в индивидуальное пользование, а «Скартел» был продан за миллиард долларов одному из игроков.

Нам неизвестно, рассматривался ли аналогичный сценарий в этот раз. Все-таки частоты предполагал оккупировать «Ростелеком» и вряд ли с целью их дальнейшей перепродажи. Скорее, «Ростелеком» рассчитывал получить новую кормушку наподобие интерконнекта и прочих обязательных поборов с остальных игроков рынка в пользу де-факто государственного оператора. Но что-то пошло не так, и последовательная просветительская работа МТС и «Билайна» привела к тому, что концепция изменилась. Если подписанное всеми четырьмя операторами соглашение переродится в новое совместное предприятие, то это станет таблеткой аспирина наутро после бурной вечеринки. Да и государство уже не против даже C-Band, лишь бы как-то двигаться дальше.

Отдельным информационным поводом стал тот факт, что соглашение с большой тройкой подписал не Tele2, а именно «Ростелеком». Казалось бы, мелочь, несущественная деталь. Однако, это фактически первый случай, когда «Ростелеком» отодвинул Tele2 в тень и показал, кто в доме папа. С этого момента Tele2 начинает стремительно превращаться в то, чем является Yota в «МегаФоне». Группа тарифов для весьма специфичной аудитории. А там и до роликов в стиле «Не думай о Tele2» недалеко. Остается лишь один вопрос, разрешит ли «Ростелеком» существовать Tele2 в сколько-нибудь серьезном формате, или же сделает из него что-то наподобие «Джинса» в МТС. А что, а вдруг? Ведь все логично, Tele2 будет использоваться для предоплаченных тарифов, а для солидных господ услуги будет продавать «Ростелеком». Ведь есть «Аэрофлот» и «Россия», так почему бы не сделать аналогичное в рамках оператора связи?

Пытливый читатель скажет: «позвольте, но ведь права на бренд Tele2 еще будут действовать достаточно долго». И он прав, соглашение рассчитано до 2024 года. Более того, возможно уже до конца года срок прав на бренд Tele2 будет продлен еще на 5-10 лет. В Румянцево уже ждут гостей из Швеции, даже переговорку забронировали. Так что не спешите хоронить Tele2. Еще погундят.