Распознавание лиц: в чем опасность для общества?

Как многие могли заметить, в последнее время ведётся множество дискуссий относительно технологии распознавания лиц. На прошлой неделе генеральный директор Google Сундар Пичаи выразил обеспокоенность отсутствием законодательного регулирования этой технологии. Похоже, что он находится меньшинстве, так как другие представители технологических гигантов настаивают на том, что ограничивать развитие технологий не нужно и бессмысленно.

Но если более внимательно присмотреться к ситуации, то можно заметить, что это заявление появилось после того, как Еврокомиссия анонсировала рассмотрение плана по запрету распознавания лиц в общественных местах на срок до 5 лет. Вероятно, что в процессе обсуждения, те или иные корректировки будут внесены в изначальный проект документа. Но практически никто не сомневается в том, что в том или ином виде ограничения будет введены.

И в этом свете высказывание Сундара Пичаи выглядит просто более дальновидным, чем к примеру, более конфронтационное заявление Брэда Смита, директора по правовым вопросам Microsoft: «Это молодая технология. Она станет лучше. Но единственный путь сделать её лучше — продолжать развивать. А единственный путь для развития, это сделать так, чтобы её использовало больше людей».

Перед вводом неизбежных ограничений, намного разумнее заявить о том, что ты с ними согласен и готов поучаствовать в их разработке, поделиться своим опытом и технологиями. Тут хорошо заметна разница между компанией, которая не так давно оплатила несколько многомиллиардных штрафов, и компанией, которая уже успела позабыть о подобных проблемах.

Что же на самом деле беспокоит противников использования технологии распознавания лиц? Аргументы сторонников хорошо известны: честному человеку нечего скрывать, да и вообще, в любой разумный человек в современном обществе должен понимать, что он практически всегда находится в поле зрения той или иной камеры. Это помогает ловить преступников и делает общественные пространства безопасней.

Но лишь это одна из точек зрения, которая усиленно поддерживается поставщиками технологий и правительствами. Оборотная сторона заключается в том, что до тех пор пока существует преступность, любому человеку есть что скрывать — как раз от тех самых преступников. Каких-либо гарантий что распознавание лиц будет использоваться только в законных целях никто не даёт, равно как и то, что распознавание будет осуществляться без ошибок, а системы не будут подвержены взлому.

Важным моментом, на который обращают внимание критики, является тот факт, что с одной стороны архитектура практически всех строящихся систем предполагает создание архива данных, который анализируется постфактум, а не в реальном времени, а с другой — какого-либо ограничения на использование такого архива не предусматривается. Что создаёт идеальную среду для злоупотреблений и может существенно расширить возможности криминальных элементов случае появления у них доступа к подобной информации. Просто представьте, насколько проще совершить ограбление, если у преступников будет возможность в автоматическом режиме отслеживать и анализировать перемещения потенциальных жертв?

Да и государство, получив в свои руки новую технологию без каких-либо сдерживающих механизмов, может быстро изменить отношение к своим гражданам, что с должным масштабом было продемонстрировано всему миру на примере Китая. Поэтому нет ничего удивительного, что многие люди задаются вопросом: «не будет ли повсеместное внедрение распознавания лиц заменой одних угроз на другие, более опасные?». И пока конкретных гарантий никто давать не собирается, этот вопрос остаётся актуальным.