В ЕФИРе ФНС

Вечера Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о едином федеральном регистре с данными россиян. Многие надеялись, что закон будет отправлен на доработку и отложен до лучших времён. Но все дело в том, что для авторов закона лучшие времена — это именно сейчас. Сам законопроект был зарегистрирован ещё в прошлом году, был справедливо раскритикован, но, по сложившейся традиции, никакая критика, тем более со стороны экспертов никак не влияет на производство законодательного продукта парламентариями. Если исходить из полюбившейся нашему государству стратегии «грабить во время пожара», то сейчас самый удачный момент для принятия закона. Тут, к сожалению, обошлось без сюрпризов.

Нужно сказать, что идея засунуть все наши данные в одно место далеко не нова. Её давно лоббировали разные ведомства, прежде всего ФНС. Детально разбирать пояснительные записки и обоснования мы не будем, т. к. они очень похожи на результат работы какого-то генератора текстов и меняются в зависимости от текущей повестки. Но если выделить главное, то закон поможет осуществить, цитируем: «повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».

В едином федеральном информационном регистре (он же ЕФИР), будут храниться практически все доступные государству сведения о физлицах: от родственных связей и имущества до данных от органов местного самоуправления. Всего более 30 видов сведений от 12 основных поставщиков, число которых может быть расширено в будущем. Кроме того, закон вводит понятие «идентификатора», указывающего «на совокупность сведений о человеке в государственном информационном ресурсе». То есть, говоря человеческим языком — первичный ключ, который, как и положено, будет неизменяемым и присваиваться автоматически. Интересно, что борцы с чипизацией и «числом зверя», в этой ситуации почему-то застенчиво уткнулись в тряпочку смоченную эфиром. Хотя, казалось бы — вот он, реальный, а не выдуманный повод высказаться.

Наше государство уже имеет в своём распоряжении более чем достаточное количество данных. Проблема в том, что эффективно использовать их не получается, многие задачи требуют ручной работы. Желание упростить и автоматизировать различные процессы в этой ситуации выглядит вполне разумным. Но для этого нужно сперва научится работать с теми базами которые есть, обеспечить их безопасность, консистентность и актуальность, воспитать у госслужащих культуру работы с данными. Суперцентрализация в такой ситуации лишь усугубит имеющиеся проблемы.

Да, формально, это всего лишь попытка связать разрозненную информацию. Но сам процесс такого связывания создаёт большое количество рисков, которые вполне очевидны, а учитывая качество кадров и прецеденты последних лет, можно примерно представить то, как будет реализовываться новый мега-проект.

Интересно и то, что в этом проекте нет даже намёков, на то какие преимущества для граждан создаст новая система, хотя бы какое-то минимальное упрощение жизни. Система создаётся исключительно и только для удобства государственной машины, об интересах граждан речи уже не ведётся даже ради сохранения самых минимальных приличий.

Но социальные разногласия не решить никакими технологическими уловками, поэтому единый реестр не решит проблем ни с кадрами, ни с дисциплиной, ни с управляемостью, ни тем более с размером налогооблагаемой базы. О том, как может поменяться баланс и структура власти в случае реализации подобного проекта, наверное, ещё не раз расскажут политологи. Но отметим, что помимо гарантированных утечек и злоупотреблений, есть риск того, что государственная машина начнёт излишне опираться на этот реестр до того как сумеет обеспечить контроль и валидацию источников данных. Не говоря уже о том, что ответная реакция общества может подставить под сомнения все достижения последних лет по цифровизации. И на самом деле, это большой вопрос: для кого ЕФИР окажется опаснее — для общества или для правительства?