Почему связь Tele2 дорожает

Раз в полгода наше агентство выпускает несколько исследований. Каждое из них касается того или иного ценового аспекта мобильной связи в России и мире. Все они принципиально строятся на открытых данных, то есть, по большому счёту, это цифры с сайтов операторов и ведомств, которые с помощью несложной формулы превращаются в некое число, индекс, который позволяет оценить то, как меняется ситуация на рынке с течением времени. Например, наш индекс доступности связи в регионах РФ, рассчитывается на основе стоимости минимальных пакетных тарифов и официальных доходах населения в регионе. Многих расстраивает то, что исходные данные проверяемы и валидны, а методика не меняется годами. Игнорировать это обстоятельство не получается при все желании.

Поэтому каждый раз после публикации этого индекса начинаются волнения в стане операторов. Те, у кого минимальные тарифы подросли, недовольны. Те, у кого все хорошо, наоборот. Операторы переодически меняются друг с другом ролями просто потому, что в то или иное полугодие конкретная компания претворяла в жизнь свою индивидуальную политику.

Взять, к примеру, Tele2, в котором нас считают чуть ли не главным врагом. Оператор находится в трудной ситуации, ему очень нужны деньги. Даже не будучи публичной компанией и имея возможность рисовать свою отчётность как угодно, Tele2 приходится отчитываться перед своим владельцем, то есть «Ростелекомом». Который свою очередь, тянет резину с окончательной интеграцией Tele2 в свой контур, не смотря на то, что многие организационно-финансовые вопросы были решены ещё в прошлом году. «Ростелеком» можно понять, ведь завершение этого процесса обнажит проблемы с доходностью Tele2 и подпортит и без того не слишком хорошую картину госоператору. Поэтому лучше держать Tele2 на расстоянии, как «МегаФон» держит жрущую как не в себя деньги Yota. Владение такими проектами с каждым кварталом все дороже, но их закрытие невозможно по ряду самых разных причин.

Попытки Tele2 выйти из затруднительного положения, вызвали вопросы у Федеральной антимонопольной службы. Конечно, мы можем тешить себя предположением, что кто-то нас читает и взял на карандаш ту вакханалию, которую устроил Tele2 с тарифами во время пандемии. По оценке ФАС, оператор в среднем повысил свои тарифы для 11 миллионов абонентов на 10%. По оценке Content Review, минимальные пакетные тарифы Tele2 за полгода увеличились на 13%. Возможно, для частных абонентов в деньгах это выглядит несерьезно, но в экономике относительные показатели имеют большое значение. Поэтому неважно, на 20 рублей повысился тариф, или на 100. Важно, что в процентах повышение слишком высокое. И, что стало главной ошибкой Tele2, одномоментное. Если бы его растянули на несколько месяцев, то вряд ли бы со стороны ФАС возникли бы какие-то претензии.

Вы, разумеется, спросите — а зачем вообще Tele2 повышает тарифы? Все просто. Во-первых, оператор давно уже не дискаунтер, это видно по динамике тарифов в регионах. Во-вторых, оператор за последние годы запустился лишь в двух новых областях. Попутно развязав в них ценовую войну и де-факто обрушив там рынок на годы. В-третьих, доходы оператора во время пандемии упали настолько, что ему пришлось рассылать арендодателям слёзные письма с просьбой снизить цены на аренду. Их вы без труда можете найти в сети, это тоже не является секретом.

Ну и главное. Московский поход Tele2 привёл к тому, что его SIM-карты брали для интернета, в качестве резервных. Спасибо двухсимочным смартфонам и демпинговым ценам. Но так получилось, что во время самоизоляции эти SIM-карты попросту стали не нужны. Конечно, этот отток оператор постарается не показывать. Спрячет за изменениями методологии учёта, оставит живыми трупы из пластика, словом, сделает все, чтобы цифры были красивые. Нарисует инфографику, напишет залихватский пресс-релиз в котором подчеркнёт, что эти успехи стали результатом «других правил».

Интересно, когда люди принимающие решения поймут, что отчётность Tele2 пропитана отнюдь не божьей росой?