Полковника никто не смотрит

Наступила осень, время, которое наряду с весной традиционно сопровождается пиками активности отечественных законотворцев. А это значит что нас ждёт немало новостей на эту тему. Тем более, что в этом году как никогда сильно влияние дополнительных факторов, связанных нервным напряжением из-за эпидемии и экономического спада.

Новый сезон регуляторных инициатив открывает группа при правительственной комиссии по развитию телерадиовещания. Предлагаемая идея в целом не является новой, и, в некотором смысле, она намного старше, чем люди, которые мучительно ищут способ её сформулировать в виде очередного законопроекта.

Желание довольно простое: принудить владельцев контентных интернет-платформ следовать правилам, которые действуют для обычного телевидения. Свежей эту концепцию назвать нельзя, не смотря на то, что формально группу возглавляет вроде бы молодой медиа-менеджер. Реальными авторами такого подхода являются люди, детство которых прошло перед водяной линзой телевизора КВН. Воду слили, линзы убрали, но твёрдая уверенность в том, что если есть экран, значит это телевизор, осталась навсегда.

Видимо, в силу этих причин, авторы законопроекта наделили словосочетание «контентные интернет-платформы» довольно широким содержанием. К этим самым платформам отнесены интернет-ТВ, новостные агрегаторы, социальные сети, приложения и вообще все сайты, которые, цитируем, «по многим признакам могут быть отнесены к СМИ, но не являются таковыми».

Разумеется, интернет-компании никто к разработке этого документа не привлекает, что тоже понятно. Да и авторы не скрывают своей мотивации. Как отмечается в документе, молодёжь и люди среднего возраста все чаще для получения медиаконтента пользуются интернет-сервисами. Это удивительное для 2020 года наблюдение служит фундаментом для уже привычного набора требований: халявы для себя, обременений для остальных, и постройки единой системы контроля и учёта всего сущего. Тоже, разумеется, за чужой счёт.

Если суммировать предложения, то их суть сводится к тому, чтобы обязать всех транслировать видео через некую единую платформу на которой доступны госканалы, поставить везде счётчики для анализа потребляемого контента, а также запретить приоритизацию трафика для иностранцев и приравненных к ним, и разрешить оную для местных сервисов.

Умение вплести частные коммерческие интересы даже в самые искренние, потаённые желания руководства уже давно стало фирменным почерком российской бюрократии. Удивительного тут ничего нет, и останавливаться на этом мы сегодня не будем. Тем более, что на эту тему мы уже не раз говорили в прошлых репликах.

Интересней сама борьба с новыми медиа и коммуникациями, которая в прочем, тоже не является чем-то уникальным. Боролись с первыми печатными книгами, называя печать изобретением дьявола, боролись с радио, заставляли регистрировать приёмники, тоже самое происходило с копирами, принтерами и многими другими изобретениями цивилизации. Двадцать лет назад в нашей стране даже сотовый телефон нельзя было использовать без специального разрешения.

В общем, эта славная дорога побед уходит в глубину веков и даже тысячелетий. И хотя история не сохранила для нас воплей неандертальцев осуждающих наскальную живопись, почему-то нет сомнений что и такие тоже были. По крайней мере, так кажется при просмотре выступлений некоторых отечественных законотворцев.

Что же касается эфирного телевидения как концепции — то не смотря на все попытки вернуть былое влияние, его звезда медленно угасает, подобно кинескопу обесточенного телевизора КВН-49. И никакими законотворческими инициативами этот процесс не остановить.