Кина не будет

Как вы знаете, часть нашей редакции не особо жалует экономику шеринга. Да и вообще, очень настороженно относится к новомодным концепциям популярным на Западе, которые странным образом напоминают советские способы обустройства общественной жизни. Но есть и более философский взгляд на эти тенденции. В конце концов, невозможно игнорировать экономические реалии, которые служат фундаментом для подобных явлений.

В этом смысле очень интересным кейсом является кинобизнес. Ещё некоторое время назад считалось, что рынок кинопроката ждёт бурный рост, и это соответствует всем рыночным трендам. Аналитики предсказывали стабильный рост рынка в 2019–2023 годах, описывались потребительские модели, где основное устройство для медиаконтента это смартфон или планшет, а премиальный продукт потребляется в кинотеатрах. Маркетинговые стратегии киносетей предполагали активное привлечение молодёжи, создание кинобаров и прочих способов расширения аудитории.

Мрачный призрак стриминга уже нависал над горизонтом, но ещё буквально пару лет назад в отчётах писалось, что в США, цитируем: «крупные потоковые сервисы пока не конкурируют напрямую с пятью основными игроками в части кассовых сборов». Зловещее слово «пока» должно было насторожить многих, но куда больше обсуждались вероятные покупки прокатных сетей Амазоном или Нетфликсом. Мол, синергия, новые возможности для потребителя и прочие теоретические бонусы от подобных сделок.

Потом случилась пандемия и о прокатных сетях стали все больше говорить как о наследии былых времён, и вряд ли сейчас кто-то сомневается в массовых банкротствах этого сектора. Аналогичные ожидания демонстрируют и сами студии.

В этом году концерны Disney, WarnerMedia ViacomCBS и NBCUniversal реорганизовали свою структуру, сделав стриминг основным направлением деятельности. И вроде логика понятна: все они так или иначе пострадали от пандемии, доходы упали, значит нужно развивать самое перспективное и доходное направление, то есть стриминг. Но вот что важно: все эти изменения начались ещё до пандемии.

Смотрите сами. Реструктуризация NBCUniversal началась в конце 2019 года. Тогда же, в ноябре 19-го был запущен Disney Plus, а ещё раньше, в августе, случилось давно ожидаемое слияние Viacom и CBS. Целью которого была объявлена борьба за рынок стриминга. WarnerMedia традиционно среагировала с небольшим отставанием, но даже она начала пересмотр структуры и смену стратегии в самом начале года, ещё до того, как стало понятно влияние и масштаб коронакризиса.

И тут можно рассуждать о потребительских предпочтениях, о социальном дистанцировании и санитарных правилах, о разных моделях потребления контента, о привычках миллениалов и так далее. Но правда заключается в том, что с экономической точки зрения стриминг намного эффективнее других моделей дистрибуции контента. И именно это является драйвером роста, а не какие-то абстрактные модели потребительского поведения или ограничения связанные с посещаемостью публичных пространств. Ведь концептуально и классический кинопрокат, и стриминг, по сути, являются шеринговой моделью. Потребитель не получает в собственность ни кинотеатр, ни фильмы из каталога стриминговой платформы, только лишь временный доступ к ним. Просто одна из моделей позволяет снижать себестоимость до недостижимых для оффлайного мира показателей. Именно этот фактор, а никакой иной является определяющим.