За что ФТС хочет съесть Кука?

В процессе Apple против Epic завершились судебные заседания и сейчас судья занимается изучением материалов дела и подготовкой решения. По существующей традиции, в этот момент должна наступить пауза и публичная активность обеих сторон должна временно прекратиться. Однако на прошлой неделе Apple начала активно работать на публику. Тим Кук обратился к общественности, и рассказал о том, какую опасность представляют сторонние магазины приложений. Компания опубликовала многостраничную презентацию на ту же тему.

Многие решили, что это связано с судебным процессом. Но это не так. Во-первых, так можно настроить против себя суд, что вряд ли бы допустили корпоративные консультанты. А во-вторых, позиции Apple в этом процессе не так плохи, как это преподносится некоторыми журналистами. Плюс, ко всему, понятно, что любой исход приведёт к апелляции и вся эта история ещё долго будет кормить юристов обеих сторон.

Реальной причиной нервозности Apple стало развитие антимонопольного процесса, который начался ещё при Трампе. Как мы и предполагали, со временем эта история начала жить своей жизнью и теперь уже неважно, кто, когда и почему её начал. В этом процессе противником корпорации является государство, которое на прошлой неделе назначило Лину Хан главой Федеральной Торговой Комиссии.

Новой главе ФТС всего 32 года и она юрист, специализирующийся на антимонопольном праве. Судя по её научной биографии, Тим Кук не просто так начал публичную активность. Взгляды Лины Хан по меркам американской бюрократии довольно радикальны и предполагают наделение ИТ-гигантов особым статусом и разделением их бизнеса. Одна из самых известных публикаций Лины Хан так и называется «Разделение платформ и коммерции». В этой статье 2019 года приводятся не только теоретические обоснования такого разделения, но и разбираются четыре конкретных примера: Amazon, Google, Facebook, Apple.

Поэтому, как только Конгресс утвердил это назначение, Тим Кук позвонил Нэнси Пелоси, спикеру нижней палаты. Со слов инсайдеров, разговор был довольно эмоциональным и глава корпорации предупредил о разрушительных последствиях необдуманных антимонопольных решений для Apple и Америки в целом.

Такой радикальный поворот, судя по всему, был неожиданностью для многих корпоративных лоббистов, которые сейчас начали масштабное контрнаступление. Что ж, в этой ситуации мы предпочтём взять чашечку кофе и порассуждать о том, действительно ли установка приложений в обход iOS может разрушить систему безопасности.

В качестве подтверждения своей позиции Тим Кук рассказывает о большом количестве вредоносных программ на Android и куда и отправляет всех желающих свободно устанавливать приложения. Но реально ли ключ безопасности в проверках, которые проводит магазин приложений? Ведь скандалов, связанных с попаданием мошеннических приложений в AppStore тоже хватает.

На самом деле, заметно большую роль в обеспечении безопасности играет архитектура безопасности самой ОС. Тут достаточно посмотреть на настольные системы: MacOS, Windows и Linux. Android исторически создавался с несколько другими приоритетами, чем iOS. Это позволило ему захватить рынок, но одновременно с этим, в наследство остался ворох проблем, которые довольно сложно решить не сломав обратную совместимость. Ну и будем честны — у Google пока нет острой мотивации тратить слишком много ресурсов на решение этой проблемы.

Конечно, сейчас Apple защищает прежде всего свои доходы, тут нет никаких сомнений. С технической стороны у разработчика системы есть масса способов сделать так, чтобы формальные требования были выполнены, но на практике сторонние приложения были бы дискриминированы ещё больше, чем раньше. Это вопрос приоритетов, ценностей и культуры в целом. Именно это является фундаментом любой системы безопасности, а не какие-то формальные требования сами по себе.

Ну а в целом, похоже, что влияние, которое BigTech продемонстрировал время событий 2020 года, впечатлило не только противников, но и союзников. И это в некотором смысле делает расправу неизбежной.