VK и его плохая комедия

Иллюстрация сгенерирована нейросетью DALL·E 3
VK на этой неделе объявил о новой раздаче денег авторам контента. На этот раз предлагается подать заявку на грант в размере 30 тысяч рублей, который ежемесячно будет выплачиваться на протяжении года авторам, согласившимся делать не менее 12 постов и снимать не менее 2 коротких видео в месяц. Многие наши коллеги немедля окрестили «Фонд оригинальных авторов VK» ответом VK блогеру Евгению Баженову, более известному как BadComedian. Нам же кажется, что хайпить на Евгении бессмысленно, так как он сам пытается привлечь к себе внимание своими разоблачениями VK. За этим перекрестным хайпом не видно главного: агонии сервиса коротких видео VK Клипы.

Чтобы раз и навсегда закрыть вопрос с Евгением Баженовым, заметим, что претензии его к VK носят довольно общий характер. Если очистить его высказывания от мемов из прошлого века и риторических вопросов, приправленных фирменной интонацией, то в сухом остатке увидим стенания по прошлым дням. Тогда деревья были зеленее, доллар стоил 35 рублей, а уморительные ролики, наполовину состоящие из чужого контента, никто не банил. Сейчас все сложнее, и привыкший к определенному формату Евгений столкнулся с тем, что не получится просто взять фильм, нарезать его фрагментами, и нашпиговать уморительными видеовставками. Придется обходиться без фильмов, ибо блокируют такие ролики не только в России.

Помимо этого, сегодня нет ни одной площадки, которая, с одной стороны, имеет так называемую алгоритмическую выдачу, то есть показывает контент не подписчикам автора, а неведомым зрителям, отобранным по каким-то поведенческим факторам, а с другой стороны, разрешающая давать ссылки на платформы конкурентов. Этот тренд запустил не VK, а известный террорист и экстремист по имени Марк, но почему-то к его детищу у Евгения вопросов нет. А к иной платформе, которая де-факто является копией, вопросов тьма.

И все же многие претензии, не касающиеся личной боли Евгения, связанной с потерей аудитории, к VK вполне обоснованы. Нам же кажется самым главным недостатком политики VK желание тащить чемоданы без ручки. Уже выгнана на мороз команда топ-менеджеров, осыпавших золотым дождем творческие объединения комиков и популярных блогеров. Попутно выяснилось, что параллельно осыпанию золотым дождем происходило орошение им же простых авторов, которым доставались жалкие крохи трафика на VK Видео. Сегодня ситуация начала выправляться, во многом благодаря тем самым рекомендательным алгоритмам, которым требовалось побольше узнать о пользователях платформы. Трафик на видео, не связанных с комик-труппой Карабаса Барабаса, стал расти, а вместе с ним появились и доходы. Которые, впрочем, иначе как грошами, не назовешь.

Если с VK Видео ситуация стала выправляться, то превратившийся в выгребную яму сервис VK Клипы постепенно стал лишаться своих авторов. Да, VK публикует наполненные оптимизмом метрики о росте востребованности этого формата, но оригинального контента (как, впрочем, и в остальных сервисах коротких вертикальных видео) там становится все меньше. А как заставить авторов снимать условные тиктоки? В VK не придумали ничего лучше, чем предложить по 30 тысяч за то, чтобы хотя бы дважды в месяц автор публиковал что-то в VK Клипы. И не просто нарезал контент из имеющегося, но делал «качественный». Оригинальный.

Что из этого получится спрогнозировать нетрудно. Подтверждение сообществ, требующее публиковать «истории» чуть ли не на ежедневной основе, уже давно перестало нести какой-либо практический смысл: ни приоритезации в ленте, ни каких-то дополнительных преимуществ эта галочка не несет.

Ну а мораль у этой истории простая. Можно осыпать окружающих деньгами, но ни дружбу, ни уважение, ни тем более любовь за деньги не купишь. Авторы, конечно, никуда не денутся, и будут продолжать коммуницировать с аудиторией на всех площадках. Ну а VK отчитывать о том, как востребованы их многочисленные форматы.

Как дела, кстати, с NFT, VK?

//
Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram и группе ВКонтакте. !