Обещание Стива Джобса на 17 миллиардов долларов

Иллюстрация сгенерирована нейросетью Grok/X
Вчера прошла презентация новой модели айфона. iPhone 16e стоимостью от 599 долларов, как и ожидалось, стал младшей моделью в линейке смартфонов Apple. В связи с этим невозможно пройти мимо одной истории, описанной в новой биографической книге Gambling Man: The Wild Ride of Japan’s Masayoshi Son про легендарного техноинвестора Масаёси Сона, который в индустрии более известен как Маса. История, конечно, больше похожа на миф, но в любом мифе есть доля правды.

Итак, по словам Масы, во время своего визита в Калифорнию летом 2005 года он показал Джобсу свой рисунок, на котором был изображен iPod с подключением к мобильной сети, большим дисплеем и операционной системой. Он сказал Стиву, что новое устройство сможет обрабатывать данные и изображения.

Джобс ответил: «Маса, не показывай мне свой дерьмовый рисунок. У меня есть свой», на что Маса парировал: «Что ж, значит мне не нужно отдавать тебе свой клочок бумаги, но как только у тебя будет это, отдай его мне для Японии». Джобс отказался раскрывать какие-либо подробности, но Маса заметил тень улыбки на лице главы Apple. Надавив на Джобса еще сильнее, Маса добился повторной встречи и на той встрече Джобс согласился предоставить SoftBank эксклюзивные права на распространение iPhone в Японии.

Обещание не было никак зафиксировано, не обсуждались ни цена, ни объём. Просто джентльменское соглашение, основанное на предположении, что у Масы будут финансовые возможности для создания или приобретения мобильного бизнеса. Если верить рассказу Масы, Джобс дал слово за три года до того, как Apple выпустила iPhone в Японии. Однако именно это обещание, возможно, придало Масе уверенности.

Чтобы продавать такое устройство, Масе нужен был оператор мобильной связи. В Японии в то время было два гиганта — NTT Docomo и KDDI. Маса рискнул, полагая, что у него на подходе революционный продукт. 17 марта 2006 года Маса заключил сделку на сумму 17 миллиардов долларов по покупке Vodafone Japan. Две недели спустя Джобс вылетел в Токио, где Маса призвал его выполнить свою часть сделки. «Вы ничего не давали мне в письменном виде, но я сделал ставку на 17 миллиардов долларов, основываясь на вашем слове», — сказал он. Джобс рассмеялся и сказал: «Маса, ты сумасшедший парень. Мы сделаем то, что обсуждали».

Apple выпустила свой первый iPhone с технологией 2G низкой ёмкости в США летом 2007 года. Но в Японии айфон не появился, так как японские мобильные сети работали в других диапазонах и по другой технологии. К слову, именно поэтому японские мобильные телефоны тех времен хоть и были уникальными, но практически не получили распространения за пределами страны. Но выступая на деловом мероприятии, Рэндалл Стивенсон из AT&T проговорился, что следующий iPhone будет поддерживать 3G. Это означало, что он сможет работать в японских сетях.

Несмотря на миф о заключенной сделке за три года до появления первого iPhone, Масе пришлось изрядно попотеть: конкурентом за право быть эксклюзивным партнеров Apple и, как следствие, продавать айфоны (а они в то время были заблокированы на работу в сети конкретного оператора), был Docomo. В определенной степени Масу спасло то, что он строил мобильную сеть на одной частоте – 2,1 ГГц, тогда как Docomo использовал частоты 2 ГГц в городах и 800 МГц. Стандартная практика, когда более быстрые и дорогие сети строились там, где абонентов (особенно побогаче) больше, сыграло с Docomo злую шутку: тестировать работу смартфона с переключением частот означало задержку вывода на рынок устройства. Так что неудивительно, что 4 июня 2008 года Маса объявил, что SoftBank будет эксклюзивно продавать iPhone в Японии.

За три года действия эксклюзивного соглашения с Apple, доля SoftBank на рынке Японии выросла с 17 до 23 процентов. В будущем Маса еще больше закрепится на мобильном рынке, приобретя контрольный пакет акций Sprint в 2013 году, который позже объединился с T-Mobile став третьим крупнейшим мобильным оператором в США.

//
Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram и группе ВКонтакте. !