Что на самом деле хочет сделать Google с установкой APK на Android

Иллюстрация сгенерирована нейросетью Perplexity
Закручивание гаек в Android компанией Google не раз, и не два становилось темой наших статей и реплик на протяжении уже многих лет. Так что стратегия корпорации хорошо понятна, она последовательна и логична. Тем не менее, некоторые изменения правил периодически вызывают нервную реакцию публики, но при этом по-настоящему важные события остаются практически не замеченными.

Так что цунами из заголовков типа «Гугл начал борьбу с пиратством», в медиа на прошлой неделе, удивления не вызывает. К тому же, заголовки эти сопровождались поверхностными интерпретациями, одной из которых был грядущее ограничение в установке сторонних приложений в виде APK-файлы на телефоны с Google-сервисами. Разумеется, это совсем не так.

Что же случилось на самом деле?

На самом деле, Google постепенно начинает требовать обязательную верификацию разработчиков для Android. Заявленная цель — борьба с мошенническим и вредоносным ПО.

Суть же заключается в том, что если вы создаёте приложение анонимно, т.е. без зарегистрированного аккаунта разработчика Google, то такое приложение не может быть установлено на сертифицированном устройстве с Google-сервисами. Как следствие, вы так же не можете использовать чужие имена пакетов (системных названий приложений в Google Play). APK-файлы, разумеется, можно будет устанавливать, тут разницы нет: приложения можно получать из любого источника. Другое дело, что проверка подписи разработчика будет происходить в любом случае.

С октября стартует ограниченная программа тестирования для бета-тестеров, в марте 2026 регистрация будет открыта для всех, в сентябре 2026 ограничения начнут действовать в Бразилии, Индонезии, Сингапуре и Таиланде. Ну и потом, в 2027 (возможно, позже), ожидается, что эти правила будут распространены на весь остальной мир.

При этом, регистрация разработчика довольно проста. Можно использовать даже существующий аккаунт Google, указать своё реальное имя и почтовый адрес. Сканировать документы и тому подобное не требуется, регистрация выглядит очень простой. Кроме, конечно, одного момента — она платная, нужно заплатить 25 долларов.

Как говорится, «узнаю брата Колю» (с). Потому что этот, чисто символический платёж, решает сразу две задачи:
1. затрудняет автоматические регистрации ботами;
2. самое главное: в современном мире по платежу отследить человека намного, намного проще, чем анализировать «сканы» паспортов и прочих документов, которые легко сгенерировать.

Проблема пиратства и вредоносных приложений действительно существует и даже в какой-то степени беспокоит Google. Но не так сильно, как многие привыкли думать. Какие-то меры предпринимаются, развиваются инструменты обнаружения, меняется API и тому подобное. Но все это без особого рвения. Проблемы индейцев шерифа традиционно не сильно волнуют.

Некоторый уровень пиратства на платформе даже считается допустимым, так как исторически основные доходы идут с рекламы, а большая часть сборов Google Play идёт от подписок, а не от разовой продажи приложений. Когда появляется угроза рекламным доходам, то появляется и реальное противостояние. Это и удаление Adblock и ему подобных расширений, и борьба с блокировщиками рекламы на YouTube и много чего ещё, что мы видели за последние пару лет. По-настоящему вредоносными и опасными компания считает моды своих приложений типа Vanced/Revanced, Chromite и подобных, которые зачастую регистрируются в системе с теми же именами пакетов, что и оригинальные приложения Google.

По мере развития ИИ-движков и разработчики модов, и разработчики Google смотрят примерно в одну сторону: в какой-то момент можно будет прямо на устройстве фильтровать и модифицировать контент с помощью нейросетей, и тогда никакие ухищрения вроде прямой вставки рекламы в видеопоток уже не будут работать. Так что корпорация старается подстелить соломку заранее, чтобы потом не бегать в истерике по парковкам и банить все подряд.

Опасения фанатов «альтернативного зелёного магазина» понятны. Но ничего нового не произошло, направление было ясно давно, и до 2027 года эти меры вряд ли затронут рядовых посетителей 4pda.