
Наступает апрель и оказывается, что VK «недосчитался» некоторой суммы средств: бизнесмен Александр Чачава так и не провел все транши, которые должен был выплатить за бывшее игровое подразделение My.Games. VK продал его предпринимателю в 2022 году за 642 миллиона долларов. Более того, компания в своей финотчетности фактически прямо заявляет, что, скорее всего, сумма так и не будет выплачена. В результате холдинг обновляет прогноз погашения задолженности и создает резерв под ожидаемые кредитные убытки на 46,7 миллиардов рублей. Годом ранее последний показатель был на уровне 5,9 миллиардов. Возникает вопрос: "Где деньги, Зин?".
Общественности при этом обещают светлое будущее: VK Tech готовится к IPO, видеостриминг побил по всем нормативам YouTube, контент прет, авторов тоже, вот-вот и дельтаплан крупнейшей социальной сети наконец-то достигнет солнца. Холдинг начинает размещение допэмиссии по закрытой подписке для ключевых акционеров 20 мая, а уже 4 июня выходит новость, что никто предложением не воспользовался. Параллельно раскручивается история с Max: вот новая адаптация «ТамТам» претендует на становление российским аналогом WeChat. А на продвижение нужны деньги и немалые, ведь аудитория только знакомится с продуктом.
Сам холдинг в рамках допэмиссии «морозят» почти месяц: только 26 июня стало известно, что компания все же привлекла 112 миллиардов рублей. Три миллиарда растворились, как и 60 миллиардов, которые Минфин вложил в акции холдинга в 2023 году из ФНБ. Впрочем, в VK недолго думали и уже в июле стало известно, что компания выкупила видеоплатформу Viqeo — для усиления "VK Видео". Казалось бы, сейчас все заживут, подобьют долги, снизят нагрузку, поправят рекомендательные алгоритмы, но нет. Как мы уже писали, темпы роста выручки за девять месяцев сократились с 21% до 10%. Просели все направления — от соцсети и видеохостинга, до пресловутого сервиса знакомств. А будущее обещали светлое.
В результате ждать чего-то от VK в следующем году глупо. В гонку ИИ вписаться не успели, идея национального мессенджера осложняется недоверием населения на фоне постоянных блокировок конкурентов. Эффекта от допэмиссии фактически нет: да, подбили чистый долг, но темпы роста выручки продолжают падать из-за сокращения рекламных бюджетов. Не исключено, что через год холдинг вновь пойдет просить подаяния у акционеров. Само представление оцениваем на троечку: все это уже было в 2023 году. Но вот вопрос знатокам: сколько VK тратит на свое ежедневное шоу?
