Яков Бедер, SMS Coin: рынок мобильных платежей вырост процентов на 250

Яков БедерВ преддверии нового года Яков Бедер, исполнительный директор SMS Coin, поделился в интервью Content-Review.Com своим видением итогов года, рассказал о том, как изменилась структура рынка мобильных платежей и какие страны стали наиболее активными.

Сергей Половников: Заканчивается 2010 год, время подводить итоги. Я помню, планов ставилось громадье. А что получилось в результате?

Яков Бедер: В принципе, планов, действительно, намечалось очень много. Из них большинство реализованы, например, проект «Синергия», который мы запустили 4 месяца назад, и в результате которого мы планировали наладить контакты со всеми нашими можно сказать конкурентами. Хотя, правильнее назвать их партнерами. Мы хотели заключить какое-то взаимодействие, поэтому программа и называется «Синергия».
В течение 4 месяцев мы укрепляли контакты — участвовали в конференциях, проводили видеоконференции, встречи «вживую». Подключили более 10 новых стран, расширили наш охват. Новые страны — Новая Зеландия, Италия, Вьетнам, Косово, еще несколько стран Африки и Латинской Америки. Это одна из целей, которую мы себе поставили в начале года, и успешно реализовали. Попытаемся, конечно же, довести этот список до 100 стран. Сейчас их 87, и скоро будет уже 88. Это один из этапов, который, мы считаем, уже почти пройден, но все равно есть к чему стремиться. Мы хотим предоставить нашим партнерам и пользователям наших партнеров как можно больше доступных стран.

Сергей Половников: Яков, а скажи, вот то, что у вас нацеленность на наибольший охват по странам — это известный факт. Можешь объяснить, а подключение новых стран помимо того, что это, естественно, провоцирует увеличение трафика по уже имеющимся партнерам, приносит новых партнеров именно из этих стран?

Яков Бедер: Да, частично. Подключение новых стран не только увеличивает трафик у существующих партнеров. К нам начали обращаться партнеры непосредственно из этих стран, поскольку мы кроме самого подключения, самой технической реализации, проводим несколько новостных PR-акций. Партнеры, которые, в первую очередь, хотят протестировать качество сервиса, который так рекламируется, пытаются делать это из своей страны. Соответственно, видя эффективность, имея возможность проверить, работу сервиса, его качество, скорость и другие преимущества, они обращаются к нам через свою страну. Это дает им возможность выйти на те страны, которые им в принципе по-другому недоступны.

Сергей Половников: Ты упомянул, Косово. Что там за сервисы в Косово, что это за люди, что они запускают, зачем они подключают ваши услуги?

Яков Бедер: Как мы обратили внимание, в каждой стране выделяются определенные направления. На первом месте идут некие социальные сети, как узконаправленные профессиональные, так и сети «для всех» — просто общение для людей, которые находятся именно в этой стране. Обычно они локализованы, то есть, язык интерфейса — местный. Это первое, что люди хотят запустить во всех странах. Второе — это игровые сообщества, которые тоже активно используют наши сервисы, и, благодаря такому широкому охвату, они могут, в первую очередь, обслуживать пользователей своей стране, и дальше попытаться выйти на мировой рынок, предоставляя возможности платежей не только для своей целевой языковой территории.

Сергей Половников: С социальными сетями понятно. Может быть, есть какие-то уникальные сервисы?

Яков Бедер: Скажем так, чего-то уникального на данный момент мы пока не обнаружили. Наш проект существует на рынке давно и нас сложно чем-то удивить. Партнеры, которые к нам обращаются во всех странах, в основном приходят с идеями, которые мы либо уже знаем, либо они существуют немного в другой интерпретации, немного в другой «одежке». Чего-то из ряда вон выходящего пока, к сожалению или к счастью, нам встретить не удалось.

Сергей Половников: С другой стороны, до сих пор остро стоит проблема мошенничества. На последней конференции VAS Conference Кирилл Петров сказал, что общими усилиями через ассоциацию контент-провайдеров или смс-агрегаторов удалось снизить этот показатель до 5%. Но все равно это гигантская сумма. Скажи, пожалуйста, вот по вашим ощущениям мобильного мошенничества стало меньше?

Яков Бедер: Сложно сказать в общем. Ощущения — да, мобильного мошенничества стало меньше. То есть, в этом сыграл на руку тот факт, что все контент-провайдеры, как я и раньше сказал, целенаправленно объединились в борьбе с мошенничеством. Например, для того, чтобы не было такого случая, что кто-то разрешает одно, а кто-то разрешает другое. Все ввели общие санкции, и поэтому мошенники самоликвидировались. Я вижу, что жалобы абонентов уменьшились в разы. К сожалению, полностью искоренить мошенничество пока не удается, как я вижу, никому, но успешная борьба с этим идет, и я вижу, что результаты дают о себе знать.
Лояльность пользователей увеличивается, поскольку они видят, что сервисы, которые сейчас появляются на рынке мобильных платежей, во-первых качественны, а во-вторых предоставляют реальные услуги. В конечном итоге эти сервисы живут не месяц, и не два, а годы.

Сергей Половников: Если возвращаться к той же VAS Conference, то на одном из круглых столов представители индустрии на вопрос: «Чего вы ждете в 2011 году?» практически все ответили: «МТ-подписок от «МегаФона». Вопрос МТ-подписок, то есть, когда абонент оплачивает платные входящие SMS-сообщения, и тем самым оплачивает какие-то услуги, они в то же время в начале 2010 года и спровоцировали очередной виток мобильного мошенничества. Скажи пожалуйста, с МТ-подписками какая обстановка на данный момент?

Яков Бедер: МТ-подписки — это отличный и удобный способ оплаты для абонентов, но в тоже время, как ты правильно заметил, они послужили некой лазейкой для мобильного мошенничества. Расскажу о наших планах относительно МТ-подписок на данный момент. Мы единственный провайдер SMS-биллинга, который предлагает МТ-подписки не только по России, но и в Германии, Латвии, Литве и Израиле. В принципе, мы начинали с этих стран и, поскольку там механизм работы уже давно реализован, публика относится к этому более понимающе. К нам неоднократно поступали запросы: «а не введете ли вы услугу подписки на том или ином сайте, потому что нам так удобнее оплачивать, чем каждый раз инициировать платеж?»
В России этот механизм был…

Сергей Половников: Дискредитирован.

Яков Бедер: Немного дискредитирован в самом начале, поскольку, действительно, использовался не по назначению. К сожалению, он использовался не так, как хотелось бы не только нам, но и другим игрокам мобильного рынка. Сейчас ситуация такова, что со всеми операторами, включая «МегаФон», МТС и «Билайн», мы пришли к общему знаменателю. Наконец-то, методом ошибок и их исправлений мы все, включая и операторов, и остальных контент-провайдеров, поняли, как же правильно использовать этот механизм, каким операторы хотят его видеть. Я думаю, что с начала 2011 года этот сервис будет только расти, увеличиваться, и приносить пользу, а не вред.

Сергей Половников: Что касается «МегаФона», они собираются в 2011 году открыть свои МТ-подписки. Как ты считаешь, это послужит каким-то увеличением дохода от этого сервиса? Или все-таки проблема гораздо глубже и сейчас пока введение платных подписок у третьего оператора увеличит ровно на какой-то показатель, равный его абонентской базе, но не будет какого-то гигантского всплеска из-за того, что теперь подписки будут доступны всей «Большой Тройке».

Яков Бедер: Каждое добавление этого механизма у еще одного оператора, как «МегаФон», как хотелось бы нам видеть TELE2, и других операторов — это, конечно же, плюс и приводит к росту. Мы очень надеемся, что это приведет к стабильному росту, а не к одномесячному всплеску, и что оператор «МегаФон» обратит внимание на опыт МТС и «Билайн». Мы добавим информацию о том, как это правильно реализовать, что нужно, чтобы пользователи относились к этому лояльно и, естественно, хотели пользоваться этим сервисом. И пользоваться не только единоразово, а продолжать подписку. Ежечасное списание средств с абонента не только неправильно — оно некорректно, если говорить уже немного серьезнее. Такая политика лишает заработка всех игроков. Если сервис, вне зависимости от его направленности и сотового оператора, который его предоставляет, будет использоваться неправильно, в конечном итоге он может принести сильный ущерб, последствия которого исправить будет очень сложно.

Сергей Половников: Не далее, как 15 декабря вы разослали сообщение своим партнерам о том, что МТС изменил текст сообщений, который должен выдаваться абоненту. Если я правильно помню, ранее партнер должен был четко писать, сколько будет стоить смс. Я правильно понимаю?

Яков Бедер: Да, мы всегда просим, чтобы партнеры указывали стоимость такой, какой она должна быть (включая или не включая НДС), чтобы абонент ни в коем случае не был введен в заблуждение.

Сергей Половников: Да, но вот сейчас вот в этом сообщении я читаю «Можно использовать»… Даже «Необходимо использовать следующий текст: стоимость доступа к услугам контент-провайдера устанавливается Вашим оператором. Подробную информацию можно узнать…» Ну и далее там контакты. То есть, фактически МТС, получается, обязало вас не писать стоимость смс? Меня это действительно немного напрягло, потому что вроде бы шла тенденция на то, чтобы максимально информировать пользователя уже в момент совершения услуги, покупки услуги, а тут текст дает определенную свободу. То есть, уводит ответственность полностью. Положительно это или негативно, я пока что не знаю. Прокомментируй, пожалуйста.

Яков Бедер: С удовольствием. Насколько я вижу, это положительное введение. В дополнение к тем инструкциям, которые уже существуют на сайте, добавится еще дополнительный текст, который в случае, если абонент до того, как отправляет смс или инициирует транзакцию другим способом, хочет уточнить, а точно ли та стоимость, которая указана на сайте, соответствует правилам МТС. Он может связаться с оператором, то есть, либо зайти на сайт и вбить свой номер, либо позвонить и узнать, соответствует ли это правилам. То есть, данная инструкция идет как дополнение, но никак не заменяет уже существующие правила.
Те сервисы, которые предоставляют корректные услуги подписок (назовем их так) от этого ни в коем случае не пострадают, а наоборот выиграют, ибо установка такой инструкции по требованию оператора наоборот показывает абоненту, что данный сервис борется с мошенничеством и готов предоставить любую нужную информацию в любой момент. Сервисы, которые используют ссылки, или используют любые другие способы уклонения от указаний инструкции, какой она должна быть, понесут ущерб в доходах. На мой взгляд, такие сервисы уже наносят ущерб.

Сергей Половников: Они несут ущерб всему рынку, потому что они генерируют недоверие к другим услугам, которые могут быть нормальными и честными. Правильно понимаю?

Яков Бедер: Да, совершенно верно. Я всегда говорил и буду говорить, что 300 рублей, даже 10 рублей, которые списали с абонента некорректным путем, в конечном итоге полностью лишают доверия этого абонента. Как показывает практика, недовольный абонент передает информацию еще как минимум 30 своим близким. Получается, мы за какие-то 300 рублей потеряли 30 потенциальных партнеров или абонентов. Это довольно существенная цифра, и нам бы не хотелось, чтобы круг недовольных абонентов расширялся из-за таких сервисов.

Сергей Половников: У «Билайна» есть проект «Мобильная коммерция», где, в принципе, разделение дохода от транзакции более щадящее, чем в случае с SMS. Вы работаете по «Мобильной коммерции» с «Билайном»?

Яков Бедер: По «Мобильной коммерции» с «Билайном» мы пока не работаем…

Сергей Половников: А почему?

Яков Бедер: …ибо на данный момент «Мобильная коммерция» представляет собой некую мобильную кредитную карту. В данном случае пока что система реализована так, что подключение идет напрямую к оператору, и передача ее третьим лицам недоступна.

Сергей Половников: А как ты считаешь, этот проект вообще живой? Потому что уже прошли годы, а все никаких результатов особых-то и нет у этой «Мобильной коммерции»?

Яков Бедер: Смотри, проект, мне кажется, еще где-то существует, но у этого проекта есть несколько недостатков. Самый глобальный недостаток, который я могу заметить, — это громоздкая техническая реализация. То есть, не все могут позволить себе держать ряд IT-сотрудников такого плана, чтобы реализовать такой проект у себя. Не все хотят идти на этот рынок. Многие партнеры готовы потерять 10-15%, перекинув всю головную боль на кого-то другого, но не реализовывать все это самостоятельно. То есть, когда за них реализуют и техническую сторону, и финансовую, и взаимодействие с операторами, и решения вопроса абонентов, люди готовы платить за удобство. Не все хотят или могут себе позволить идти к представителям Билайн и что-то требовать от них напрямую.
Также я думаю, что финансовая сторона вопроса еще не до конца ясна, возможно, даже самим операторам. Поэтому желающие получить «Мобильную коммерцию» должны будут пройти несколько этапов, которые, по моему опыту, займут не один месяц, и никто не хочет, мне кажется, проходить весь этот процесс, если есть возможность заработать прямо сейчас, используя, например, SMS-платежи.

Сергей Половников: Другими словами, никто не хочет идти через 7 кругов ада. Скажи мне, пожалуйста, в прошлом году, когда я общался и с вами, и с вашими коллегами по рынку, все говорили о том, что структура мобильных платежей включает в себя несколько больших долей. Первая доля уходит на так называемый взрослый трафик, большая часть уходит на социальные сервисы, и еще одна большая часть уходит на какие-то файлообменные сервисы. Скажи, пожалуйста, изменилась ли эта структура рынка по доходам? Возможно, какой-то сегмент вышел на первый план? Появился ли какой-то другой сегмент, который также мог встать в этот не скажу, что самый лицеприятный, но ряд сервисов?

Яков Бедер: Смотри, насколько я вижу на данный момент, картина рынка действительно поменялась. Сервисов адалтеров, эротики уже почти нет. Это уже не является основной статьей доходов. Это вообще уже почти не статья доходов…

Сергей Половников: Прости, я сразу тебя перебью. Я что-то слабо верю, что люди перестали искать или пользоваться порнографией в интернете. А куда деньги-то ушли все? Если раньше они были, а сейчас их нет, то это не означает, что все не грешат тайком в интернете.

Яков Бедер: Согласен. Насколько я вижу, доля рынка социальных сетей очень выросла. Речь идет не только о самих социальных сетях, но и об играх внутри этих социальных сетей, которые пользуются огромным спросом, то есть, люди готовы за них платить, поскольку это не только социальное общение, но и довольно увлекательный и очень затягивающий процесс (сужу по себе).

Сергей Половников: А ты играешь во что-то?

Яков Бедер: Периодически, когда появляется немного свободного времени.

Сергей Половников: То есть, ты покупаешь какие-то мечи и доспехи за SMS?

Яков Бедер: Ну, да, было такое.

Сергей Половников: Нет, я тебя понимаю. Ведь ты, как профессионал, должен тестировать все сервисы лично. Но ты ушел от ответа про взрослые сервисы. Я просто могу предположить, что сам рынок вырос, доходы у порнографии не выросли, но доля сжалась за счет роста самого рынка. Это так или все-таки какая-то здесь есть подоплека? Мне непонятно, куда ушли «ослики»?

Яков Бедер: На данный момент, (опять же, насколько я могу судить) в основном выросла доля социальных сетей, файлообменников, online-игр. Я периодически интересуюсь, какие сайты приходят к нам на модерацию. Из них менее 1% сайты, на которых, скажем так, эротика еще осталась, но занимаются ей уже не профессионалы, а любители. Т.е, те, кто по моим меркам либо неспособны, либо не хотят заниматься чем-то более интересным, более увлекательным, нежели сайт, на котором можно скачать эротический контент. Такие любители просто набивают себе сайт контентом. Это наиболее легкий, но уже далеко не прибыльный вид бизнеса в сфере SMS-платежей.

Сергей Половников: По твоим оценкам, на сколько процентов увеличился рынок мобильных платежей? Мы, в частности, говорим про SMS-платежи в России и, можно сказать, в СНГ.

Яков Бедер: По моим ощущениям процентов на 250, если не больше. [Смеется] Мобильные платежи принимают новую форму, они очень активно используются в мобильных приложениях, то есть, очень многие производители игр и каких-либо web-сервисов начали выпускать также WAP-приложения, поскольку сейчас смартфонов хоть пруд пруди. Туда можно спокойно добавить покупку лицензионного ключа или покупку тех же самых монет в играх. То есть, не отходя от кассы и держа телефон в руках. Мобильные платежи выросли за счет того, что они действительно стали более мобильными. Они находятся теперь везде, привязаны к компьютеру, они всегда с собой и за счет этого будут только расти.

Сергей Половников: Подожди. А что происходит с другими странами, в которых вы работаете? Какова их динамика за год? Можешь назвать какую-нибудь страну — лидер по росту платежей? Или же все-таки Россия впереди планеты всей?

Яков Бедер: Россия всегда была впереди. Однако есть страны, которые действительно нас приятно удивили. Страна, в которой недавно выборы были — Белоруссия — рвется вперед. Сюда же можно отнести наиболее платежеспособные страны — Прибалтику, Израиль. Показатели этих стран постепенно растут. Опять же, по моим предположениям, это связано напрямую с увеличением количества смартфонов во всех этих странах. Благодаря смартфонам, человек в любой момент может зайти в интернет, использовать какой-то сервис, учитывая факт существования приложений, которые включают в себя SMS-платежи как более удобный способ оплаты. Поэтому в странах, где я постоянно вижу рост SMS-платежей, люди берут интернет с собой в любое место.

Сергей Половников: Последний вопрос. Насколько мне известно, в декабре или в ноябре на рынок вышел еще один новый игрок — это компания «Ириком», крупный агрегатор мобильных сервисов. Как ты считаешь, на рынке еще есть место для нового агрегатора, или рынок все-таки уже практически поделен?

Яков Бедер: Тут однозначно ответить сложно, ибо место есть всегда. На каждый товар есть свой купец. Вопрос: сколько их? На мой взгляд, у любых компаний, которые откроются сейчас на рынке (их может быть тысячи), будут свои клиенты, свои партнеры, которые будут пользоваться их сервисами. Вопрос: сколько их будет и выгодно ли им будет работать на этом рынке?

Сергей Половников: Не к ночи будет помянут «Русский биллинг», но в свое время он спровоцировал обвал рынка, это был демпинг, неспортивное поведение. И, допустим, период 2009-2010 годов — это время, когда рынок приходил в себя от жестокой конкуренции. Сейчас получился такой статус-кво, при котором никто никому не мешает, никто никому не наступает на пятки, и вдруг появляется новый игрок. Нет ли опасений, что рынок опять будет лихорадить?

Яков Бедер: Конкуренция — это всегда хорошо. Она заставляет всех, включая нас, немного взбодриться, выйти из той эйфории, в который на данный момент мы все пребываем. Думаем, что все хорошо и все чудесно, и никто нам не может помешать. Если они действительно начнут бороться за свою долю рынка, я буду только за. Я очень люблю, когда приходит новый конкурент, который действительно заставляет всех немного поднажать, что-то видоизменить, что-то улучшить. От этого выиграют все. И компании, которые просыпаются ото сна и говорят: «Ага, теперь у нас есть конкурент. Давайте-ка мы все-таки доделаем то, что хотели доделать в последние 3-4 года». А те, кто не смогут идти в ногу с рынком… Ну, уж извините, конкуренция — дело такое. Кто не успел — тот опоздал. Выживает сильнейший.
Поэтому я только за. Пусть приходят новые игроки. Мы со всеми сможем не просто побороться, а конкурировать.

Сергей Половников: То есть, бейсбольные биты уже заготовлены. Я тебя понял. Спасибо большое. С наступающим Новым годом Вас. И прошедшим в том числе.

Яков Бедер: Спасибо! И Вас тоже. От всех нас.