Связь в полете от «МегаФона» и «Аэрофлота»: из первых рук

Оператор «МегаФон» 3 марта запустил услугу «Связь над облаками» в коммерческую эксплуатацию. «МегаФон» не первым в России задумал предоставлять VAS-услуги на борту воздушного судна, но первым довел эту идею до воплощения в реальность. В течение 2011 года мобильная связь появится на 4 самолетах, один из которых рассчитан на трансатлантические перелеты. Все самолеты — AirBus, модификации A320, A321 и A330. Для освещения этого события «МегаФон» пригласил журналистов совершить перелет из Москвы в Новосибирск и обратно.

Перед полетом на пресс-конференции Денис Ночевнов и Петр Прокофьев рассказали о проекте, его деталях и будущем. Связь в воздухе обеспечивается на основе решений IP.ACCESS, OnAir и Inmarsat. Не самый удачный выбор, так как, во-первых, спутниковый интернет от Inmarsat — это достаточно дорогое удовольствие, а во-вторых, из-за подобного выбора технические характеристики главной услуги — мобильного интернета — не то, чтобы не впечатляют, они очень низкие.

На весь борт выделяется канал 383 килобит в секунду, то есть на 170 пассажиров пиковая скорость доступа составляет 48 килобайт в секунду. Стоимость услуги – 350 рублей за мегабайт с шагом тарификации в 10 килобайт. Если произвести нехитрые подсчеты, то можно выяснить, что максимально возможная прибыль от услуги во время перелета Москва-Новосибирск (3 часа чистого времени работы) составит 1,5 миллиона рублей.

Более щадящая тарификация предусмотрена для массовой услуги — SMS. Стоимость одного сообщения – 10 рублей, опытным путем выяснилось, что среднее время прохождение SMS с борта самолета «на землю» — около 3 минут. То есть, если предположить обычное общение с одним собеседником, то в час абонент будет тратить от 100 рублей (3+3 минуты на отправку и получение SMS).

Что касается решения ограничить услугу мобильного интернета стандартом GPRS, подразумевающим низкую скорость доступа, то это, скорее, попытка ограничить использование услуги — решение вполне масштабируемо вплоть до ширины канала в 2 мегабита, что позволит говорить о нормальной работе. На данный момент ни о какой работе на ноутбуке не идет и речи. Мало того, что базовая станция имеет свойство перезагружаться, что прерывает передачу данных, так и загрузка полноценных страниц в браузере практически невозможна. В то же время мобильные приложения работали — Эльдар Муртазин отправил сообщение в твиттер, а на обратном пути Алиса Белановская отметилась в Facebook. Мне же удалось пообщаться с «землей» по SMS — сообщения ходили достаточно стабильно.

Выбор IP.ACCESS, OnAir и Inmarsat обусловлен тем, что в этом случае всю установку оборудования и гарантию предоставляет AirBus. Сложность установки в том, что на верхнюю часть фюзеляжа необходимо установить антенну, а это приводит к изменению аэродинамического профиля всего самолета и требует многочисленных согласований. На данном этапе все эти сложности считаются финансово неоправданными, так как не известен сам спрос на подобную услугу среди российских абонентов.

Формально услугу мобильной связи на борту самолета осуществляет специальный оператор. Для того, чтобы дать своим абонентам доступ к мобильным услугам на борту самолета, операторам необходимо заключить дополнительное роуминговое соглашение с «МегаФоном», но, подозреваю, это не произойдет, и для услуг пассажиры просто будут приобретать новую SIM-карту. Впрочем, вполне элегантным решением стал бы новый MVNO по образу и подобию тарифа «ПРОСТО». Пока об этом говорить действительно рано, но в то, что МТС и «Билайн» согласятся на роуминговое соглашение с «МегаФоном» верится еще меньше.

На мой взгляд, самое важное — предупредить абонента о том, что связь на борту стоит в несколько раз дороже, чем обычно. «МегаФон» анонсировал специальную стартовую страницу, которая будет выводиться в браузере при подключении во время полета. На этой странице будут отображены тарифы, и для продолжения работы необходимо будет с ними согласиться. Такие же страницы высвечиваются при подключении к сети WiFi у большинства московских операторов. Тем не менее, во время полета стюардессы, объявляя об услуге, ни словом не обмолвились о ее стоимости, и мало того, сразу после этого радостно повторили заученный текст о том, что во время полета запрещено пользоваться компьютерной и мобильной техникой, что, конечно, немного удивило. Чувствуется, что проект больше нужен «МегаФону», чем «Аэрофлоту».

Если подвести итог, то я могу с полной уверенностью сказать — на данном этапе во время полета стабильно работает отправка и прием SMS, спорадически — мобильные приложения в телефоне. Доступ по USB-модему, работа на полноценном ноутбуке — это дело возможного будущего. Но сам факт возможности общаться во время полета, пусть и через SMS, уже радует. А скорость мобильного интернета — это дело наживное. Что касается цен, то на мобильный интернет, на мой взгляд, сейчас установлена «заградительная» цена — будь скорость хоть на уровне 3G, это слишком дорого. Активное общение в приложении Twitter обойдется, по моим оценкам, рублей в 500-600 в час, в приложении Facebook (в нем есть картинки) — минимум в два раза дороже. Что касается IM-мессенджеров, например, ICQ или Google Talk, то можно ориентироваться на цену в 3,5 рубля за сообщение (минимальный порог тарификации).