Ни сервиса, ни денег

Если вам хоть раз довелось побывать на презентации какого-нибудь мобильного проекта, то вы знаете, что зачастую спикеры используют громкие слова, да и вообще, стараются быть похожими на Стива Джобса с его one more thing. Между тем, с вероятностью 99% представляемый проект будет всего лишь копией уже имеющегося. Это не удивительно, в памяти всех юных (разумом) стартаперов как в граните высечен пример Darberry, клон Groupon, который удалось продать оригинальному сервису за 50 миллионов долларов. Сегодня это выглядит абсурдом из эпохи доткомов, но факт остается фактом — большая часть мобильных стратапов создает не сервис для пользователей, не стремится сделать мир лучше, а сознательно раздувает виртуальную капитализацию сервиса. Правда, в последнее время инвесторов-придурков на этом рынке практически не осталось, и молодым да горячим придется привыкать к тому, что придется делать сервис пригодным для использования. А это, знаете ли, на порядок сложнее.

К сожалению, в большинстве случаев современному новичку рынка приложений и сервисов отводится роль прихлебателя. Практически во всех направлениях уже сформировались олигополии из нескольких сервисов, которые не только обслуживают львиную долю аудитории, но и не пускают в рекламное поле молодых конкурентов. Возможно, это происходит неосознанно, просто потому, что богатые компании еще могут соревноваться на аукционах со средней ценой клика в несколько долларов. Поэтому первое, с чем приходится сталкиваться, это с низкокачественным и дорогим трафиком.

Но даже не это самое страшное. Пробившись в крепкие середнячки, сервис открывает страшную правду — все рассказы о суперплатежной аудитории и эпохе победившего мобильного шоппинга оказываются не более чем распространенным заблуждением. Например, захочет кто-то создать поиск по отелям. Конечно, есть Booking, Ostrovok и прочие крупные игроки. Однако, всегда можно сыграть на том, чтобы предоставлять более качественный сервис, например, специальную выборку гостиниц, или сервис навигации до выбранной гостиницы, реализованный непосредственно в приложении. Разочарование приходит в тот момент, когда создатели начинают подсчитывать деньги. В нашем примере — это комиссионные за приведенного постояльца. По данным Hotels.com, 70% тех, кто бронирует гостиницу через мобильной приложение, делает это в последний момент и всего на одну ночь, 98% — не более, чем на 2 ночи. Комиссионные в этом случае — просто слезы, ведь на одну-две ночи бронируют не люкс, а дешевый номер с целью перекантоваться. Вот и получается, что сервис — хороший, преимущества — есть, а денег нет.

На самом деле, ничто не ново под луной. Когда мобильное телевидение еще делало робкие шаги, а в индустрии шла непримиримая война стандартов, операторы, запустившие-таки этот уникальный, по тем временам, сервис столкнулись со разочаровывающей действительностью. Мало того, что абоненты не очень-то хотели смотреть телевизионный эфир на микроскопическом (в сравнении с современными) экране, так еще и платить за это категорически отказывались. Максимум из своих абонентов выжали операторы Италии, да и в том случае речь шла о суммах, которых не хватило на покрытие издержек при строительстве сети вещания.

С тех пор прошло много времени, но любители презентаций «уникальных» проектов, которые «перевернут» индустрию и «оседлают тренды», продолжают плодиться. Вопросы монетизации, заработка, долгосрочного развития их интересуют мало. Тем же, кто рискует всем и запускает собственный сервис, приходится столкнуться с тем, что им приходится довольствоваться крохами с барского стола. В то же время, крупнейшие сервисы давно уже заботятся не о пользователях, а о собственной рентабельности. Именно поэтому агрегационные сервисы сегодня можно использовать лишь для поиска, но никак не для покупки и бронирования. Тем более, на поверку оказывается, что купить и забронировать непосредственно у продавца, отеля или авиакомпании существенно дешевле.

Так и живем. Верхи не хотят, низы не могут, а посередине болтаемся мы, пользователи, которых владельцы этих сервисов считают за то самое, что не тонет, не всплывает.