Поставщики ВКС борются лишь за 30% рынка

Вчера в гостиничном комплексе «Измайлово» прошла ежегодный форум «Видео+Конференции». Посетителям обещали за один день рассказать все о видеоконференцсвязи, что само по себе подразумевало довольно широкий круг докладов. К сожалению, по первым двум выступлениям, которые должны были задать тон всему мероприятию, сложилось впечатление, что собравшиеся ничего не знают ни о ВКС, ни о WebRTC. Во всяком случае именно общему рассказу посвятил свое выступление Дмитрий Одинцов из TrueConf, одного из главных партнеров мероприятия.

Наверное, это правильно — вводить в курс дела делегатов форума, тем более на вопрос «а кто тут представляет поставщиков ВКС-решений» в зале поднялась лишь одна рука, тогда как на призыв поднять руки тех, кто считает себя пользователем ВКС, откликнулось 6 человек. Зачем пришли оставшиеся 30, кто все эти люди — решительно непонятно.

Дмитрий начал с азов. ВКС всегда была прерогативой связистов, а не IT-специалистов, поэтому к видеосвязи применялся совершенно иной подход и технологии. Сегодня ВКС является частью IT, а соответственно требует универсализации технологии и простейшего встраивания в IT-периметр компании. Более того, опрос сотрудников компаний показал, что в первую очередь им необходимы мобильные решения, инструменты для удаленной коммуникации и чаты во время конференций. Другими словами, пользователи предпочитают иметь весь инструментарий, который доступен им как частным лицам. Дмитрий привел пример — на одной из конференций крупной компании после выступления спикера на тему того, как космические корабли бороздят просторы вселенной и как медицинские учреждения скоро получат полный набор для проведения телеконференций и видеосвязи с пациентами, один доктор встал и сказал: «я использую сегодня Skype и не понимаю, зачем мне нужно все то, о чем вы рассказываете». Пользователи хотят утилитарных решений, а не громоздкие системы, которые требуют, помимо всего прочего, и дополнительных решений.

Раньше развертывание ВКС-систем в компании было сопряжено с приобретение «железных» решений, при этом первый вопрос, который задавали интеграторы, касался «количества портов». То есть в компании были переговорные комнаты, в которые устанавливалось оборудования, и вся система напрямую зависела от количества таких точек. Сегодня поставщики ВКС спрашивают о количестве пользователей, а уж они могут подключаться к системам ВКС откуда угодно, хоть из офиса, с рабочего места, хоть из вагона поезда через планшет.

При этом сама по себе ВКС уже мало кому нужна, заказчики хотят внедрения тех или иных элементов «унифицированных коммуникаций» — чатов, интерактивных инструментов для совместной работы и т.д. Как следствие, поставщики решений постоянно расширяют количество функций своих платформ, а ведь надо еще следить за качеством, скоростью передачи и массой иных технических факторов.

Перейдя от научно-популярной части к практической, Дмитрий Одинцов обозначил главную угрозу собравшимся участником. Это MS Lync, решение, которое в силу своей проприетарности захватила 70% рынка США. Ответа на эту угрозу у Дмитрия нет, но он, не теряя оптимизма, продолжил рассказ о том, что клиенты пользуются тем, что удобно, намекая, что решения от Microsoft, Cisco и Polycom не так удобны, как система TrueConf. Если бы Дмитрий в это время заглянул в чат, сопровождавший трансляцию конференции в интернет, то узнал бы много нового об удобстве его собственного продукта. От себя могу лишь сказать, что настолько непроработанной системы видеотрансляции, какой оказалась TrueConf, мне не приходилось видеть. Традиционно трансляция делается в одном окне, но TrueConf, видимо, решил продемонстрировать все свои возможности. В результате было сразу несколько мелких видео-потоков с не самым высоким качеством, а хорошо работал лишь чат, в котором кто-то из организаторов настойчиво рекомендовал не пользоваться WebRTC-версией, а скачать клиент. Кому-то установить эту программу удавалось, кому-то — нет. Но в целом впечатления о продукте TrueConf оказались смазанными.

Дмитрий в своем докладе много шутил, но зал, почему-то, не смеялся. Возможно потому, что осталось непонятным — а для чего это все? За какой рынок идет борьба? Одинцов не озвучил ни одной цифры, не огласил ни одного прогноза. Общими фразами, обычно, пытаются завуалировать нелицеприятную реальность. На конференции не было ни одного спикера из названных Дмитрием компаний-лидеров рынка, лишь в заключительном круглом столе принимал участие представитель Cisco. Получилось странно, вроде как разговор о ВКС, а рассказывают о нем небольшие компании, которые борются за треть рынка на всех.

Не удивительно, что большое оживление вызвал розыгрыш призов среди посетителей конференции.