Напомним, что закон об ограждении рунета от окружающего мира вступил в силу еще в ноябре. Суть закона в том, что операторы обязаны установить некое оборудование, предоставленное нашим любимым ведомством РКН. После этого Жаров и компания должны получить доступ к управлению маршрутизацией трафика. Конечно, в случае угрозы. Но с угрозами все довольно сложно. В одной из первых серий мультфильма «Южный парк» есть сцена, в которой герои идут на охоту, но так как законом запрещено стрелять в животных, не представляющих угрозы, перед каждым выстрелом они кричат: «он собирается на нас напасть». Кто может гарантировать, что Жаров не возьмет это волшебное заклинание на вооружение?
В любом случае, закон сам по себе дает РКН большие полномочия для того, чтобы кошмарить интернет-бизнес. К сожалению, если российский чиновник получает в руки палку, то он неизбежно начинает бить этой палкой всех, до кого доберется. Возможность фильтровать интернет-трафик и блокировать доступ к ресурсам под крики «они хотят на нас напасть» может вполне превратиться в инструмент шантажа, причем изощренного и циничного.
Помните, как относительно недавно Mail.ru пытался с невинным лицом блокировать трафик абонентов «Билайн» к собственным ресурсам, включая «Вконтакте»? Ведь жители башен на Ленинградке также делали невинные лица и рассказывали сказки о том, что они не при чем. Лишь когда их поймали буквально за руку Mail.ru тихо откатили все блокировки назад. В случае с РКН, конечно, поймать за руку будет гораздо проще в силу тотальной профессиональной непригодности его сотрудников, но это все неважно, когда есть прикрытие в виде федерального закона.
В сухом остатке мы имеем практически нулевое влияние учений, проведенных Минкомсвязи, на работу рунета. Следующее подобное мероприятие состоится лишь в 2020 году, ибо правительство распорядилось проводить такие учения каждый год и по нескольку раз. Что это значит для нас, простых пользователей интернета? По сути, ничего. Качество подключения уже давно больше зависит от «Ростелекома», которому принадлежит большее количество магистральных каналов. Вы никогда не замечали, что домашний интернет почему-то работает менее бодро, чем мобильный? В равных условиях сайты, особенно зарубежные, прекрасно открываются со смартфона, подключенного к мобильной сети, и тормозят на компьютерах, подключенных к проводному интернету? Как и в случае с чиновниками, поймать за руку «Ростелеком» невозможно, но причин у постоянно деградирующего качества проводного интернета может быть две. Либо руки у инженеров «Ростелекома» кривые и сервера DPI так сильно влияют на скорость прохождения трафика, либо «Ростелеком» сознательно занижает качество услуг для операторов, вынужденных пользоваться его инфраструктурой. В инженеров мы верим, они крутые. А вот в «Ростелеком» — не очень.