Чего хотят банкиры в самой «цифровизированной стране» мира

Представители ряда крупных российских банков назвали самые главные цифровые цели в финансовом секторе на ближайшее время. Ими стали биометрическая идентификация и речевые технологии, мобильные приложения для корпоративных клиентов, построение открытой организации на основе open API.

На пленарной дискуссии форума FinNEXT, посвященной новым методам завоевания симпатии клиента, заместитель председателя правления «Газпромбанка» Дмитрий Зауэрс заявил, что Россия самая цифровизированная страна в мире в области финансов. Убедительных доказательств, к сожалению, Дмитрий не привел, предложив, учитывая его высокий пост в банковской сфере, доверять ему на слово.

Успех финтеха в России представитель «Газпромбанка» объяснил следующим доводом: в России не стартапы и цифровые компании — драйверы развития технологий в финансовом секторе, а, вопреки расхожему мнению, именно банки. Более того, по мнению Зауэрса банки пошли дальше, начав разрабатывать и продавать нефинансовые сервисы, вторгаясь на территорию так называемых цифровых компаний. Однако, банкир настаивал, что клиенты доверяют банкам как особым институтам с уровнем защиты и ответственности выше, чем у других компаний.

Второе преимущество по мнению Дмитрия, заключается в наличии у банков капиталов, что делает их более конкурентными перед ИТ-компаниями. Директор по стратегическому партнерству и развитию «Яндекса» Леонид Савков, который принимал участие в дискуссии, не стал вступать в полемику о том, чью деятельность в России следует считать более инновационной, но со своей стороны отметил, что в конкурентной гонке победит тот, кто максимально персонализирует потребности клиентов, желающих получать более простые дистанционные сервисы.

Позиция Зауэрса по роли традиционных банковских учреждений в глазах потребителя отличается от той, которую придерживаются его коллеги. Например, Герман Греф не раз подчеркивал, что задачей «Сбербанка» является трансформация в ИТ-компанию и уход от представления о себе как о традиционном неповоротливом финансовом институте. Впрочем, мнение обоих больше является способом поддержать свою организацию и, в зависимости от ситуации, представить ее в выгодном свете. Бизнес, ничего личного.

Мария Вейхман, директор компании Scorista, автоматизирующей управление кредитными рисками, так прокомментировала тезис о превосходстве традиционных банков перед цифровыми компаниями: «Каждый должен заниматься своим делом. Иначе у нас ни банковского сервиса не будет, ни других цифровых прелестей жизни. Пусть банки вначале сделают свои мобильные приложения удобными».

Участники дискуссии поделились своими планами по инвестициям в перспективные технологии ближайшего будущего. Управляющий директор дивизиона «Цифровой корпоративный банк» «Сбербанка» Анна Лоевская сказала, что ее компания планирует сделать акцент на внедрении биометрии, речевых технологий и аналитики, помогающей распознавать и интерпретировать обращения клиентов как в колл-центрах, так и в традиционных офисах организации: «Банкам надо быть партнерами с пользователями, а не относиться к ним как клиентам, выстраивать долговременные партнёрские отношения, в цифровой парадигме у компании будет задача монополизировать клиента». «Сбербанк» также намерен инвестировать в мобильное приложение для корпоративных клиентов и технологии по API-интеграции. «Газпромбанк» в свою очередь назвал своими основными трендами моделирование процессов и поведенческих моделей пользователей, применение научных методов в работе с данными.

Несмотря на явные намерения все больше внедрять технологии открытого API для повсеместной интеграции банковских данных с другими организациями, государством и крупными маркетплейсами, участники высказывают опасения относительно появления так называемых суперприложений, объединяющих в себе множество сервисов и партнеров. Как объяснил Дмитрий Зауэрс из «Газпромбанка», «эта идеология содержит много подводных камней, когда владелец суперприложения будет стараться перетягивать к себе клиентов». В этих словах нет ничего нового. Такую позицию на рынке цифровизации понимают многие, но это еще одно публичное мнение, на которое надо обращать внимание популяризаторам подключенного будущего. Делиться данными направо и налево мало кто намерен, поэтому рынок глобальных маркетплейсов через 3-4 года может выглядеть уже иначе.

Об использовании открытого API в банковской сфере высказался и директор РнД Софт Роман Забродин: «Банки осторожно используют эту технологию. Несмотря на популяризацию этого тренда ими самими и заявления, что они на этом активно зарабатывают, на самом деле они стараются тщательно дозировать выход своих данных наружу для иных рыночных участников или сервисов. Это конкуренция за клиента, и помогать зарабатывать один банк другому не будет».

Кроме дискуссии представителей банковского сектора на форуме был проведен конкурс молодых финтех-проектов. Были представлены не только концептуальные идеи, но и вполне работающие бизнесы, уже приносящие их создателям прибыль. Победителем в этом состязании стала компания О.Vision, разработчик решения по распознаванию лиц и взаимодействию с другими сервисами. Помимо программного обеспечения компания разработала и устройство для идентификации O.Gate. Это не просто система контроля доступа без участия человека, а еще и администрирование людских потоков. Сфера применения решения — от транспортных объектов до бизнес- центров, ритейла, стадионов и фитнес-клубов.

//Антон Кураш