Бунт венчурного детского сада

На прошедшей неделе был задержан и помещён под домашний арест генеральный директор «Российской венчурной компании» Александр Повалко. Он стал фигурантом дела по факту злоупотребления полномочиями, согласно уголовному кодексу по этой статье Александру грозит до десяти лет лишения свободы. Честно признаемся, что не хотим обсуждать ни само дело, ни Александра. К сожалению, особенности российского правосудия оставляют никаких возможностей для того, чтобы в серьёз рассматривать те или иные версии, как минимум без достоверного инсайда. Реплика не об Александре, а о том странном венчурном рынке, который сформировался в России за эти годы и людях, которые этим рынком, можно сказать, управляют.

Предполагаем, что первый раз слышите об РВК, которой руководил господин Повалко. Если опустить все детали, это так называемый фонд фондов, то есть выдаёт государственные деньги в виде инвестиций другим фондам, которые уже осуществляют инвестиции напрямую в компании. При этом венчурные инвестиции сами себе предполагают, что из сотни объектов инвестирования выживет один, и прибыль от него перекроет расходы на остальные. По крайней мере, так в теории. На практике, разумеется, ничего, к чему прикасаются квази-государственные фонды, не выживает. Фактически, инвестиции таких фондов являются аппаратами искусственного дыхания, только вот подключают их к безнадёжно больным. А иногда и к уже ушедшим в мир иной. Но когда твоя деятельность заключается не в возврате инвестиций, тебе все равно, кого пытаться оживить. Здорового, больного — да хоть манекен. Тут главное строчка в отчёте, мол, деньги выделены, ждём результата.

Как только стало известно о задержании Александра Повалко, в сети и, в особенности, Telegram-каналах развернулась кампания в поддержку менеджера. По-человечески, можно понять людей, которые решили поддержать коллегу в такой ситуации, да и в конце-концов, право на защиту есть у каждого и гарантировано конституцией.

Но на фоне немногочисленной армии защитников выделился бессменный лидер Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов. Он написал буквально следующее, цитируем: «У меня есть предложение. Заморозить деятельность всех институтов развития до освобождения Александра из-под домашнего ареста». Это не выглядело бы так смешно, если бы основная деятельность ФРИИ не заключалась в том, чтобы выдавать деньги кому попало, но не просто так, а на оплату — внимание — услуг самого ФРИИ. Следите за руками. Есть три варианта. Первый — вам дают 2 миллиона 100 тысяч. Но вы должны из них заплатить 900 тысяч рублей ФРИИ и отдать 7% своей компании. Второй вариант — получить 900 тысяч, их же отдать обратно, а вместе с ними – 3% компании. Ну или заплатить 1,2 миллиона рублей самостоятельно и пройти программу акселерации, за которую остальные платят из полученных «инвестиций».

Простыми словами, Кирилл Варламов получает от государства деньги, раздаёт их каким-то стартапам, а потом на эти розданные деньги проводит обучение этих стартаперов. Неплохой бизнес, а главное, нулевая ответственность. Если верить цифрам на сайте ФРИИ, акселерацию прошло 1500 предпринимателей, значит, чуть меньше полутора миллиардов рублей было потрачено на менторов, преподавателей и прочие мероприятия на предоставление «возможности выйти на новый уровень». Какая хорошая формулировка — не вывели на новый уровень, а дали возможность.

Как говорится, с такими друзьями враги Александру Повалко не страшны. Что же касается самого призыва, то трудно к нему не присоединится: пожалуйста, заморозьте деятельность всех подобных государственных институтов развития. И не до конца домашнего ареста Александра, а навсегда. А там глядишь природа настолько очистится, что в России появится настоящий венчурный рынок.