Шимпанзе, слоны и Clubhouse

Если честно, то мы бы проигнорировали самое модное приложение февраля 2021 года, но увы, уже не получается: Clubhouse взорвал посткоронавирусный эфир. Первое время все искали инвайт, без которого туда не пускают, теперь вот взахлёб делятся своими впечатлениями. Поэтому, если вы каким-то образом ухитрились пропустить поток новостей связанных с этим проектом, то попробуем вкратце описать, что это за Clubhouse такой. В общем, это социальная сеть построенная на идее голосового общения. Чтобы попасть в эту сеть, вам потребуется айфон и инвайт, без них никак. Айфон, понятно, можно приобрести в магазине, а инвайт придётся добывать у кого-то из тех, кто уже зарегистрировался. Далее нужно будет отметить интересные вам темы и добавить друзей. После чего вы сможете присоединяться к разговорам в комнатах по интересам. Разговоры эти происходят между теми, кого назначит модератор. Остальные могут слушать умные беседы и даже задавать вопросы. Опять же, если разрешат. Запись разговоров также запрещена, что в теории должно ограничивать аудиторию. На практике, понятное дело, будет множество «сливов». Итого — масса ограничений и загадочный имидж соцсети для знаменитостей и медийных персон.

Популярность такого формата может удивить, ведь с точки зрения коммуникаций он выглядит шагом назад. Неудобно и долго, да ещё и в требует участия в определённые часы.

Но тут, конечно, все зависит от точки отсчёта. Если взять за таковую Usenet 90-х, то трудно не увидеть закономерность. В каком-то смысле тот самый Вечный сентябрь продолжается до сих пор. Уже к середине нулевых оформился Веб 2.0 с заметно упростившейся культурой общения в сети. Которая, тем не менее, тогда ещё предполагала обмен связными текстами. Потом появился Твиттер с ограничением в 140 символов и хештегами. Чуть позже на острие прогресса оказался Инстаграм. Слова постепенно стали заменятся картинками или идеографической письменностью известной также как эмодзи. Оная, в сочетании с культом котов, почему-то вызывает ассоциации с Древним Египтом времён Среднего царства. Наверное, даже не стоит упоминать о масках животных, представлениях о естественных науках, или к примеру, стандартах женской красоты, которые, кажется, из той же самой эпохи. Ну, конечно, если верить рисункам на стенах гробниц — те времена, в отличие от Usenet и модемов на 2400, наша редакция, к сожалению, не застала.

Совсем недавно появился Тик-Ток, который ознаменовал собой переход к отказу от слов, в пользу жестов и звукоподражанию. Это действительно удачный ход, который позволил максимально расширить потенциальную аудиторию. Ведь согласно исследованиям, подобное общение доступно не только людям, но и шимпанзе, некоторым другим приматам, а также, к примеру, попугаеобразным или даже слонам. Кажется, что уже невозможно дальше увеличивать потенциальный размер аудитории. Победа постгуманизма в чистом виде.

И тут появляется соцсеть с концепцией голосового общения, которая становится очень популярной как раз из-за того, что доступ туда ограничен, а от пользователей она требует затрат ресурсов, причём таких, которые одинаково ограничены у всех — временных. Собственно, так её и позиционируют — как некий виртуальный аналог клуба, куда пускают не всех, где можно встретить кого-то важного, перекинуться парой слов и так далее.

Как говорится, мало ли у кого какие причуды. Почему же этот проект стал так популярен? А вот тут самое время посмотреть на венчурный фонд Andreessen Horowitz, который и раскручивает очередной проект. Возможности этого частного фонда вряд ли можно недооценить, и речь не только о финансах. Сила подобных фондов как раз в связях и знакомствах. А возможность привлечь Илона Маска и других знаменитостей для пиара в современном мире очень легко позволяет увеличить капитализацию проекта в несколько раз за считанные дни. И совершенно неважно о каком продукте идёт речь. Если это можно провернуть даже с dogecoin, созданным в качестве шутки, то что уж говорить о подобных стартапах.