GSMA и фонд Гейтсов создали «правильные» мобильные деньги

Ассоциация GSMA запустила платформу, благодаря которой операторы и финансовые организации могут запускать сервисы мобильных денег и платежей. Бета-версия платформы была представлена еще в марте, тогда ее функциональность была ограничена. Но и этот релиз не окончательный, технологию будут еще дорабатывать. GSMA хочет создать новый стандарт, который позволит запускать совместимые между собой сервисы. Сейчас все платежные платформы работают сами по себе, замыкая движение средств внутри системы. Разработку платформы ведут лаборатория инклюзивных технологий GSMA и организация Mojaloop, спонсируемая фондом Билла и Мелинды Гейтс.

По мнению ассоциации GSMA, главной проблемой таких платежных систем является отсутствие совместимости, что препятствует свободному перемещению средств. Однако, как показывает практика, мобильные платежные системы наиболее популярны в странах с низким проникновением финансовых и банковских услуг. Более того, эти платежные системы превращаются в параллельную финансовую систему, выводя из сферы банковского и финансового надзора большое количество денежных средств. Неудивительно, что власти стран стремятся уничтожить этот порочный круг и перевести финансовые потоки «мобильных денег» в правовое русло. Инициатива GSMA направлена именно на то, чтобы все операторы вместо собственных платежных сервисов запускали что-то общее, совместимое и понятное всем участникам финансовой экосистемы. Но может так статься, что именно это станет концом этих платежных систем, так как они лишатся главного преимущества — анонимности и возможности не светить свои транзакции государству.

Неизвестно, понимают ли эту специфику в GSMA и Mojaloop. Наверняка, понимают, но продолжают гнуть свою линию. Председатель Mojaloop Коста Перик, например, на голубом глазу утверждает, что запуск подобной системы сильно преобразит IT-ландшафт стран третьего мира. В Зимбабве с Костой вряд ли согласятся, там наоборот была ограничена деятельность четырех мобильных платежных систем. Ограничения коснулись суммы ежедневных трат и назначения платежа, мобильные деньги разрешили тратить исключительно на оплату товаров и услуг. Но оказалось, что именно это никому не нужно, а платежные системы использовались как параллельная финансовая система: мобильные деньги стали ходить параллельно с официальными. И разумеется, никому из участников экосистемы (кроме, пожалуй, государство) перемены не нужны.

Скорее всего, открытая платформа мобильных платежей и денег, разработанная под эгидой GSMA, окажется настолько же востребованной, насколько популярным стал сервис RCS, призванный заменить SMS. Спустя почти десятилетие RCS так и не смог занять сколько-нибудь значимой доли на рынке и уж тем более ему не удалось заменить SMS. С мобильными деньгами может произойти то же самое, но GSMA не унывают: есть еще много областей, требующих создание никому не нужных, но открытых платформ и систем.