Кому нужны защищенные смартфоны?

Не так часто российским производителям удаётся сдерживать свои обещания. И тем больше радуют исключения. Как известно, «Лаборатория Касперского» ведёт разработку защищённой операционной системы. Год назад компания пообещала к концу 2020 года сделать важный анонс. А именно — анонсировать, будет ли она вообще выпускать смартфон со своей ОС. И выполнила обещание: в интервью РИА Новости руководитель «Лаборатории Касперского» не исключил, что защищённый смартфон на базе KasperskyOS может быть анонсирован в будущем году.

Производить его будет китайская компания, имя которой не называется. Вполне возможно, что это кто-то из списка производителей смартфонов попавших под американские санкции. Но это на самом деле не так важно. Вообще, нужно отметить, что устройства с повышенной безопасностью ПО сами по себе востребованы. Тут можно, к примеру, вспомнить успех BlackBerry в начале нулевых. Правда, вместе с этим, не стоит забывать и о том, как впоследствии эту канадскую компанию вынесли с рынка вперёд ногами. Случилось это под давлением Google и, в особенности, Apple.

Конечно, руководство компании допускало ошибки, но кто их тогда не совершал? В те годы с дистанции сошла не только BlackBerry, но и мобильные платформы Palm, Microsoft и Symbian. К 2014 году стало понятно, что канадский разработчик вряд ли сможет выстоять под натиском конкурентов. И даже выход довольно интересного BlackBerry Passport больше походил на прощание с рынком, нежели на выход прорывной модели способной спасти производителя. Собственно, в итоге так и получилось.

Но, как известно, природа не терпит пустоты. Поэтому в том же 2014 году, в недрах российской InfoWatch закипела работа над отечественным защищённым смартфоном. Процитируем президента группы компаний Наталью Касперскую: «сначала сотрудник InfoWatch пытался изменить операционную систему Android на устройстве Sony Xperia. Однако производитель отследил вмешательство в прошивку смартфона, и сначала закрыл разработчику доступ в магазин приложений Google Play, а затем заблокировал сам аппарат. В итоге смартфон стоимостью 80-100 тыс. рублей превратился "в тыкву"».

Выбор Sony, скорее всего, не был случайным. Этот производитель один из немногих, кто, по крайней мере раньше, позволял официально разблокировать разгрузчик и предоставлял исходники для сборки AOSP (собственной сборки Андроида без сервисов Google). Версия о том, что столь дорогостоящий аппарат был окирпичен дистанционно, по указке коварных японцев, имеет право на существование. Но мы бы не рассматривали её как единственную. Возможно, что это лишь версия, изложенная тем самым сотрудником, который проводил эксперименты, кто знает. Как бы то ни было, потеря ценного оборудования не остановила команду Натальи Касперской и в 2017 был представлен защищённый корпоративный смартфон получивший название «Тайгафон». Несмотря на относительно невысокую цену, он не смог завоевать популярности, так как потенциальные заказчики обнаружили проблемы с работоспособностью уже имеющегося у них ПО.

В 2019 представители Infowatch заявили, что «Тайгафон» принёс убыток компании в 40 миллионов рублей. Если верить госпоже Касперской, то за 5 лет разработки компания понесла ущерб сравнимый с окрипичиванием порядка 400-500 смартфонов Sony Xperia, после чего проект был свернут.

Почти одновременно с этим, в том же 2019-м, идея подобного продукта заинтересовала уже «Лабораторию Касперского». Нужно отметить, и без всякой иронии, что эта компания действительно владеет серьёзной экспертизой в сфере информационной безопасности. Но основная проблема таких устройств заключается в том, что в отсутствии реального контроля над железом, самые хитроумные программные защиты во многом теряют свою эффективность. Примеров тому немало, от истории с Intel ME до уязвимостей в Wi-Fi чипах Broadcom. Потенциальные покупатели хорошо это понимают, поэтому спектр применения подобных аппаратов крайне ограничен. А значит окупить такой проект можно лишь с помощью магии импортозамещения. Но пока похоже, что нужное заклинание подобрать ещё не удалось.