Infallibilitas («О непогрешимости»)

В последнее время мы всё чаще слышим недовольство пользователей относительно качества программных продуктов и сервисов. Мол, как можно было выпустить продукт в таком состоянии и так далее. Это касается практически всего — от банковского ПО до компьютерных игр, не говоря уже о шедеврах госзаказа.

В чём же причина? Может быть, просто клиенты стали более требовательным? Или, действительно, проблем с качеством становится всё больше? Вопрос на самом деле непростой, так как многие исследования на эту тему несколько предвзяты и подгоняются под результат. Зачастую их цель в том, чтобы мягко намекнуть на то, что существует та или иная технология и/или методология, которая может стать волшебным средством решающим все проблемы.

Опросные исследования перекошены в другую сторону. В них, одной из главных причин падения качества, разумеется, называется пандемия. Собака опять съела домашнюю работу. И всё больше руководителей называют технологии машинного обучения тем инструментом, которому они доверяют всё больше и от которого ждут наибольшего вклада в решение проблем с качеством ПО.

Интересно, что опросы руководства не выявили такой проблемы как качество менеджмента. Это, кстати, забавная деталь и в том смысле, что на дефицит инженеров жалобы присутствуют, а на дефицит квалифицированных менеджеров по какой-то причине сами менеджеры не жалуются. Что ж, такова специфика опросных исследований.

Но в реальности требования к менеджменту растут с каждым годом. Технологии и среда их применения всё больше усложняются, что логичным образом требует большего уровня компетенций и способностей руководства. Такая ситуация должна создать серьёзный дефицит управленческих кадров, но о нём почему-то говорят только в компаниях, где с качеством продукта ситуация лучше, чем в среднем по рынку. Получается такая картина: те, у кого дела обстоят не очень хорошо, винят подчинённых и, конечно же, ковид. Те, у кого хватает компетенций на создание ПО с меньшим числом дефектов, способны к рефлексии, в том числе и на счёт собственных управленческих качеств.

Выглядит это всё не очень обнадеживающе. Менеджеры, которые не способны понять, что вокруг происходит, легко отправляются в путешествие по собственным воображаемым мирам, где они предстают в качестве гениев, которым мешают дураки, ковид и вредители. Где-то вдали поблескивает очередная серебряная пуля, нужно только немного подождать и все проблемы будет решать искусственный интеллект.

Разумеется, эта дорога будет полна разочарований, потому как никакие технологии не способны скрыть отсутствие естественного интеллекта. Другое дело, что именно в этой индустрии возник, наверное, один из самых больших разрывов между результатами работы и хоть какой-то ответственностью за них. Где-то это стало возможным из-за фондового безумия, когда пиар влияет на доходы менеджмента больше, чем прибыльность сервиса или продукта. У нас фондовый рынок не так развит, но зато способов ухода ответственности намного больше, и речь уже даже не о юридических последствиях, а о самой простой обратной связи.

Всё настолько плохо, что стала общепринятой аксиома о том, что клиент никогда не несёт никаких издержек, а всё создаваемые под гениальным руководством системы совершенны, сверхнадежны и так далее.

Вот, допустим, годами вы копите на квартиру дочери. И в какой-то момент переводите деньги ей на счёт. Сумма блокируется, вы тратите недели на доказывание на легальности происхождения этих денег. Которая, между прочем, для банка очевидна, ибо данные, которые вы предоставляете в качестве доказательств, у банка уже давно есть. Деньги разморожены, сделка сорвалась, никто не виноват, какая ещё компенсация?

Или к примеру, взять моду на нездоровый QR-фетишизм. Ну да, великая китайская мечта, она же — где-то услышанный пересказ гугл-перевода баек из Вейбо. И уже сейчас понятно, что создаваемая система не может не работать или работать неправильно. Потому как это шедевр который ваяют гении. А отказы и аварийные ситуации пусть предусматривают те, кто проектирует космические корабли, атомные реакторы и прочие примитивные поделки.