В последние дни декабря президент подписал закон об использовании Единой биометрической системы для удаленной идентификации. И хотя мы с вами проснулись 1 января в мире победившей ЕБС, до сих пор, честно говоря, никто толком не может объяснить, что это такое, зачем оно нужно и кто за нее будет отвечать. Хотя нет, с последним как раз разобрались — ЕБС получила статус государственной информационной системы, а значит охраной собранных данных будет заниматься государство. Но даже если не ерничать на тему того, как государство охраняет данные о гражданах, остается огромное количество нерешенных проблем. Главная из которых — абсолютное нежелание граждан делиться своими биометрическими данными.
Если вы подзабыли, напомним, что ЕБС у нас в стране запустили еще в 2018 году. Она оказалась настолько популярна, что за два года существования удалось собрать биометрические данные 160 тысяч граждан. Сколько из них сделали это осознанно и добровольно, статистика умалчивает, но в министерстве гениальный ход. В августе прошлого года Минцифры выступило с прекрасной инициативой — обязать всех, кто использует в своих системах биометрию, собирать эти данные в установленном государством формате и передавать их в единую биометрическую службу. В ином случае организации обязаны покупать доступ к этим данным у государства.
Гениально, не правда ли? Захотели вы в своем офисе сделать пропускную систему с распознаванием лиц. Купили оборудование, внесли данные сотрудников. И тут приходят чиновники и говорят: «о, у вас тут биометрия неучтенная, а почему это у вас фотографии сотрудников неустановленного образца? Ведь написано — на фото должно быть видно два уха, а у вас тут видно одно, и человек еще так подозрительно улыбается. Непорядок, немедленно приобретите доступ к ЕБС и больше не балуйтесь».
Если вам кажется этот пример излишне утрированным, то можно вспомнить, что биометрия сегодня используется, например, в домофонах. Если фантазии министерства воплотить в реальность, то можно было бы полностью забыть об использовании биометрии в частном секторе. Видимо, кто-то все же чиновникам это объяснил и удивительную идею решили положить под сукно. До лучших времен.
Только вот лучшие времена для ЕБС вряд ли настанут, по крайней мере в обозримом будущем. Вот уже и один из главных охранителей и государственников от IT Игорь Ашманов рассказывает страшные истории о том, как некий мужчина стал пользоваться в метро оплатой по лицу, а ему начали приходить штрафы за то, что он в метро без маски находится. Просто потому, что теперь лицо мужчины есть во всех системах, а значит и штрафы будут приходить, и участковый заглянет поболтать, если мужчине не повезет с посещением каких-нибудь несанкционированных мероприятий.
Правда есть мнение, что большинство наших сограждан откажется сдавать биометрию как только услышат, что с помощью этих данных на них могут взять кредиты. Если оформление левого кредита с копией паспорта еще хоть как-то можно оспорить, то как предлагается оспаривать оформление кредита с удаленной идентификацией — непонятно.
Но есть и хорошие новости. Российские банки попросили ЦБ отложить обязательную выдачу кредитов по биометрии как минимум на год. А мы с вами прекрасно знаем — где год там два, а где два там бесконечность. А бесконечность, как говорил Баз Лайтер, не предел.