
Одной из причин, по которой респонденты опроса приняли решение прибегать к самоограничением, стала невозможность сосредоточиться. При этом 41% респондентов признались, что им сложно оторваться от интернета, а 35% признались, что испытывают проблему даже с тем, чтобы просто отложить в сторону смартфон. Из тех, кто все же решился на самоограничения, посвящает высвободившееся время для иного досуга, не связанного с экранами, особенно часто так стали делать респонденты в возрасте до 35 лет.
С другой стороны, в социальных сетях наблюдаются серьезные изменения: лишь 10% респондентов что-то там публикуют, тогда как 42% предпочитает только следить и потреблять контент других пользователей. Это вполне согласуется с тем, о чем ранее писали журналисты Financial Times, предположившие, что в обозримом будущем социальные сети начнут стремительно превращаться из места, где вас видят, в безвкусную глушь интернета, населенную теми, кому больше нечем заняться.
Это подтверждается исследованием компании GWI, одним из вывода которого стала констатация неуклонного сокращение времени, которое пользователи проводят в социальных сетях. Процесс начался в 2022 году, и уже в конце 2024 года взрослые пользователи проводили в социальных сетях на 10% меньше времени. Впрочем, общий тайминг по прежнему высокий - 2 часа 20 минут ежедневно.
Все эти процессы являются следствием выбранной социальными сети и другими сервисами бизнес-модели, в которой на первый план выходит количество времени, проводимое пользователями в сервисе или приложении. Для того, чтобы увеличить это время, алгоритмы подсовывают пользователям контент, который с большей степенью вероятности заставит пользователя задержаться. Хотя изначально социальные сети предназначались для общения с друзьями и семьей.
Интересно, что исключением является США, где потребление контента в социальных сетях продолжает расти, равно как растет и разрыв с Европой: американцы тратят на потребление подобного контента на 15% больше времени, чем европейцы.