
В авангарде оказался проект Sasha Komovich с переосмыслением советской классики «Расскажи, Снегурочка». Трек завирусился и добрался в Яндекс Музыке» до 3-го места по пользовательскому интересу, собрав 2 млн слушателей, а в VK вошел в топ-5. Следом подтянулись другие ИИ-проекты — Jeny Vesna и Alena, занявшие высокие позиции в чартах Kion и Звука. За этими именами стоят не реальные артисты, а промпт-инженеры и продюсеры.
Разговоры о смерти живых авторов из-за ИИ мы слышим уже который год, а видим по итогу обратное. Понятно, что они не исчезнут — однако поводы думать, что ИИ-конента будет больше, есть. Причина в текущей модели потребления контента. Люди всё больше полагаются на рекомендации, слушают музыку фоном и постоянно хотят «чего-то похожего». Это идеальная почва для ИИ: он генерирует очень жанровые, предсказуемые треки, которые алгоритмам легко классифицировать и подсунуть слушателю. В итоге мы имеем дело с контентом, который легко производить, рекомендовать и в целом даже можно потреблять — то есть очень виральным контентом. Ситуация похожа на то, как ИИ-слоп захламляет ленты соцсетей и YouTube.
Индустрия, кажется, решила возглавить процесс. Российские лейблы уже подписывают контракты на дистрибуцию ИИ-контента, а Сбер даже успел сделать с упомянутой в начале Sasha Komovich совместную рекламу. То есть на российском рынке мы наблюдаем то же, что на мировом. Правда, никто не думает о том, что вся эта конструкция стоит на очень зыбком фундаменте — авторских правах ИИ-треков, которые сейчас в серой зоне. В любой момент может прийти либо автор оригинального текста, либо правообладатель аудио, на котором обучали нейросеть, и предъявить претензии. Но это головная боль завтрашнего рынка, а сегодня приходится слушать в ленте конвейер из подозрительно знакомых по звучанию треков-однодневок.
Иллюстрация — обложка к треку «Расскажи, Снегурочка» Саши Комович
