Разрушаем мифы: что на самом деле сделала Apple с производительностью iPhone

В Telegram-канале Content Review уже несколько месяцев успешно работает рубрика #marketing_bullshit. В ней мы рассказываем о мифах, настойчиво культивируемых топовыми брендами. Злоупотребляют доверием не только операторы. Крупные бренды, производящие электронику, тоже любят вводить в заблуждение пользователей своей продукции и делают это, как правило, с завидной ловкостью.

Мы уже писали о снижении производительности на старых устройствах Apple. Так как реакция на эту новость очень бурная, не лишним будет рассказать об этой ситуации более подробно. Коротко напомним суть: официально признан факт того, что в старых айфонах, после обновления на iOS 11 понижается частота процессора (в случае, если ёмкость батареи ниже определённого порога) и после этого смартфон начинает работать медленней.

Слухи о том, производительность моделей предыдущих лет снижается искусственно, были чем-то вроде городских легенд и переодически опровергались бенчмарками. Но с выходом iOS 11 ситуация изменилась и теперь это уже официально подтверждённый факт.

Разумеется, что почти всеми этот факт был воспринят однозначно — очередная уловка корпорации, чтобы заставить пользователей покупать новые айфоны. Но на самом деле история не так проста, и это своего рода попытка производителя выбрать наименьшее зло в сложившейся ситуации. Наименьшее, разумеется, с точки зрения Apple, а не пользователя.

Как так получилось? Мы уже писали о том, почему Apple экономит оперативную память в своих устройствах и чем это пытается компенсировать. Это связанно с борьбой за энергоэффективность. Дело в том, что оперативная память вроде бы и потребляет не так много энергии, но зато делает это постоянно, так как отключить её нельзя. Если это сделать, то вы потеряете все данные которые в неё загружены. Поэтому, грубо говоря, чем меньше оперативки в устройстве, тем меньше ей нужно энергии.

Почему же Apple который год ставит в свои устройства батареи в полтора а то и в два раза меньшей ёмкости чем у конкурентов?

Ведь в этом корень многих проблем: будь в айфонах мощная батарея, то не нужно было бы заниматься экономией оперативной памяти и сомнительными программными трюками. С современной точки зрения подход компании выглядит странным, так как доплата за более ёмкую батарею составляет доли процента от итоговой цены смартфона.

Все дело в маркетинге и бюрократии. Во времена iOS 4 железо и программное обеспечение было сбалансировано таким образом, чтобы обеспечивать оптимальное на тот момент соотношение производительности, автономности и габаритов устройства. Формула успеха состояла из набора программных трюков, батареи небольшой емкости, скромного объема ОЗУ, быстрой флеш-памяти и очень мощного мобильного процессора с большим количеством L2-кеша.

Идея заключалась в том, что на экране такого размера в один момент времени можно работать только с одним приложением, а значит, все остальные можно останавливать и частично (или полностью) выгружать из памяти. Ряд оптимизаций, плавные анимации, быстрый процессор и флеш-память позволяли эффектно скрывать от пользователя происходящее в системе, создавая иллюзию полноценной одновременной работы нескольких приложений. Такой баланс оказался успешным и компания продолжает эксплуатировать его в том или ином виде и по сей день.

Малая ёмкость батареи в этой формуле тоже появилась не просто так. Чем выше ёмкость батареи — тем толще корпус устройства. Многочисленные исследования с помощью фокус-групп показывают, что большинство покупателей, изучая смартфоны в магазине, предпочитают более тонкие аппараты. Это обстоятельство сильно давит на дизайнеров и маркетологов. В Apple просто не нашлось высокопоставленного менеджера готового взять на себя ответственность за такой рискованный шаг, как увеличение толщины айфона. Да, потом те же самые покупатели будут писать на форумах «лучше бы добавили пару миллиметров и поставили нормальную батарею», но к этому моменту они уже расстанутся со своими деньгами и потому их мнение уже не так интересно отделу маркетинга.

За несколько лет изменилась типичная модель использования смартфона — и вместе с ней ожидания пользователей от мобильного устройства. Увеличилось как количество установленных приложений, так и время, которое проводят пользователи уткнувшись в свои аппараты. Другими словами, стандарты рынка в отношении многозадачности и функциональности изменились. Чтобы им соответствовать в iOS были внесены некоторые изменения, которые привели к увеличению нагрузки на процессор.

Параметры батареи таковы, что без заметных потерь реализовать многие программные новшества было бы крайне сложно, особенно учитывая сжатые сроки релизов. Чем-то необходимо было пожертвовать. В ситуации с iOS 11 выбор был не велик: или отказ от поддержки старых устройств или урезание каких-то возможностей: сокращение времени работы, отключение некоторых функций ОС, снижение производительности.

Разумным и честным было бы сообщать пользователю о ситуации с батареей и предоставлять какой-то выбор. Самое интересное, что такой подход хорошо известен компании — на MacBook все реализованно именно так и никто не скрывает от пользователя состояние батареи ноутбука, так же как и некоторые настройки энергосбережения.

Но в случае со смартфонами был выбран вариант, когда клиентов очень настойчиво подталкивают к обновлению ОС, которое в тайне от них существенно изменяет потребительские качества устройств прошлого поколения в худшую сторону. И, в отличие от ноутбуков, это действие носит необратимый характер — нет никакой возможности вернуться к прежней версии ПО. Поэтому какими бы не были официальные объяснения, факты остаются фактами. А подозрения в том, что такое решение реальной проблемы является заодно и способом дополнительно поднять продажи новых аппаратов — как минимум не беспочвенны.