Бывшие


Нам часто и много пишут. Telegram-канал стал точкой притяжения для участников телеком-рынка по многим причинам. В том числе потому, что мы сознательно ушли от модели бездушной трансляции новостей в сторону рассказа историй. О рынке, технологиях, компаниях, людях. Возможно поэтому приходит столько сообщений, которые можно назвать инсайдом. Но далеко не все проходит через наши фильтры. И вот почему.

Рынок российского телекома не такой уж и большой, как может показаться. Существует мнение, что в нем на среднем и высшем уровне топ-менеджмента задействовано от силы несколько тысяч человек. Но это, конечно, не так. Как минимум, на порядок больше людей остаются в тени, про них не пишут пресс-релизы, их истории всплывают лишь в том случае, если произошло что-то из ряда вон выходящее. Именно эти незаметные легионы сотрудников перемещаются между компаниями, есть и такие, кто умудрился поработать во всех крупнейших мобильных операторах. Неизменно лишь одно, большая их часть с годами накапливает солидный багаж знаний о скелетах, столь трепетно хранимых в шкафах их бывших работодателей.

Как бы я не напрягал память, случаев, когда ушедший из компании сотрудник отзывается о бывшем работодателе положительно, я не припомню. Это нормально. Те, кто уходят по собственному желанию, кого переманивают конкуренты или кто просто решил сменить обстановку, обычно молчат. Большая часть утечек происходит именно от тех сотрудников, с кем расстались не так хорошо. Кто-то ушел, будучи обиженным на начальника, кого-то убрали по несправедливой причине, а кто-то просто не потянул груз ответственности. Правду узнать практически невозможно, обе стороны конфликта имеют собственную точку зрения не причину произошедшего.

Взять, к примеру, Петра Лидова, покинувшего «МегаФон» год назад. Его уходу предшествовало несколько событий, каждое из которых само по себе могло стать причиной расставания с работодателем. Масштабную аварию на сети оператора «МегаФон» отработал, мягко говоря, не очень. Столько негатива о компании не писали никогда. А чуть позже Петр умудрился высказаться относительно личных качеств участников уличных протестов. Пусть он сделал это в социальной сети, но сегодня уже никто не будет спорить, что «личных» сообщений в социальных сетях у публичного человека, представляющего коммерческую организацию, не бывает. Однако, уйдя в совсем иную сферу (сегодня Петр работает в Sputnik), Лидов никогда не позволял себе что-либо говорить о своем прошлом работодателе. По крайней мере публично.

Это понятно, ведь Петр знает куда больше о том, что творилось внутри оператора все эти годы. И как бы ни хотелось отомстить или подогреть интерес к собственной персоне, утечек от него я не припомню. Петр — идеальный бывший. Он вполне способен объяснить и пояснить, что к чему и что послужило причиной тому или иному событию или реакции компании на это событие.

Совсем иначе ведут себя другие бывшие. Те, кто обижен, считает себя униженным и оскорбленным. Бывает, что сотрудник уходит, будучи в корне несогласным с тем, что происходит внутри компании, имея свое, как ему кажется, единственно верное мнение на этот счет. Озлобленный, он начинает свой крестовый поход. Глядишь, уже рассылает письма о бывшем работодателе, указывая на какие-то недочеты, недоработки. В личных беседах делает упор на том, что все вокруг — гвардейцы кардинала, а он — Д’Артаньян.

Такие бывшие вполне обосновано считают себя инсайдерами, носителями тайного знания. Кто-то из них сразу обращается с предложением поделиться, кто-то предлагает это сделать за умеренную мзду. Но на поверку все это не выдерживает даже первого этапа факт-чекинга. И оказывается, что за инсайдом стоит обида и желание использовать собственные знакомства для какой-то мелкой мести.

Настоящий инсайд приходит только от действующих сотрудников. Причин, по которой сотрудники делятся с масс-медиа информацией, может быть много. Кто-то просто хочет чутка насолить другому сотруднику, и сливает информацию раньше времени. Кто-то желает внести ясность, чтобы интерпретация того или иного шага компании была объяснена с нужного (как им кажется) угла. Кто-то просто получает от этого адреналин. Но всех их объединяет одно — любовь к своей компании, какой бы она ни была, очевидной или неосознанной. Бывшими же практически всегда движет лишь тяга к разрушению, гнев и боль. И ни к чему хорошему это не приводит.

Бойтесь бывших.