Кина не будет

В одном из наших стримов мы поднимали тему будущего кинотеатров. В Китае они начали закрываться еще до пандемии, а режим самоизоляции лишь добил индустрию кинопроката. В России крупные киносети еще на что-то надеются, а интернет-кинотеатры хищно улыбаются и подсчитывают новых подписчиков. Параллельно один за другим выходят оценки и прогнозы рынка OTT и контент-сервисов, каждый из которых фиксирует очевидное — зрители уходят в интернет. Но пандемия закончится и начнет новый дивный мир, в котором все предстанет в несколько ином свете. И вряд ли это будет свет проектора в кинозале.

У всех прогнозов и оценок рынка интернет-кинотеатров и OTT-сервисов есть методологические изъяны. Взять, к примеру, выручку. Да, у наших интернет-кинотеатров она растет, но какая часть этой выручки достается платформе? Ведь практически все уходит правообладателям, чей контент представлен на площадке. На оставшиеся копейки компании надо содержать не только инфраструктуру и программистов, но и штат юристов, сопровождающих договора с правообладателями. Если вам кажется, что на возню с бумажками уходит не так много сил, то спросите Spotify, как там у них обстоят дела с бесконечными судебными тяжбами. И если уж мы вспомнили музыкальный стриминг, то нужно вытащить из чуланчика скорбную историю индустрии цифровой музыки. Ведь каких-то десять лет назад на месте интернет-кинотеатров находились всякие странные площадки, пытавшиеся торговать mp3. И проблемы этих площадок были очень похожи: львиную долю выручки все равно забирали правообладатели.

Для развития нужны деньги, а что делать, если от выручки в кассе остаются крохи? Вариантов на самом деле не так много. Можно пойти путем ivi и бесконечно привлекать инвестиции. В этом случае не требуется особо напрягаться ни с качеством библиотеки контента, ни с бизнес-моделью, ни с удержанием пользователей. Нужно всего лишь иметь человека, который сможет обрабатывать инвесторов и обеспечивать приток денег. Упомянутый ivi отлично существует и по сей день, и хотя среди вашего окружения вряд ли найдется человек, пользующийся этим сервисом, подписчики у него есть. Как есть аудитория у «Одноклассников». Просто вы не пересекаетесь.

Второй вариант — создавать собственный контент. Это идея не нова, индустрия российских интернет-кинотеатров ею грезит уже давно. Кто-то даже этот контент создает. Есть успешный пример проекта «Домашний арест», когда «ТНТ Премьер» получил мощный приток подписчиков. Но сериал закончился, подписчики разбежались. А нового сериала Слепаков еще не снял. Кейс «Домашнего ареста» попытался скопировать «Яндекс». На его платформе «Кинопоиск HD» стартовал сериал «Последний министр». Причем премьера наложилась на начало самоизоляции, что обеспечило приток подписчиков и рост показателей. Только вот Волобуев — не Слепаков, а «ТНТ Премьер» хотя бы получил платных подписчиков и собрал какие-то осмысленные деньги. «Кинопоиск HD» напротив, раздает бесплатный доступ в надежде, что по окончании пандемии все эти подписчики останутся и будут платить. Это, конечно, не так.

С деньгами у российских интернет-сервисов вообще очень сложные отношения. Ведение бизнеса по-русски в последние годы предполагает вливание каких-то необъятных инвестиций в стремлении захватить некую долю рынка. Такая концепция имеет право на существование. Более того, именно таким путем предлагают идти адепты стартап-движения. Но, как это часто бывает, российские компании скопировали то, что им понравилось, и предпочли не заметить то, что обеспечивает успех скопированного подхода. Да, нужно стремиться к увеличению доли рынка любой ценой. Но только в том случае, если рынок уже существует. Иначе компания тратит деньги не на захват доли, а на создание этого рынка. За примерами далеко ходить не надо. Посмотрите на то, как «Яндекс» создавал рынки такси, каршеринга и доставки еды. Попутно уничтожая тот самый малый и средний бизнес, благодаря которому эти рынки вообще появились на свет.

А победит все равно YouTube. Потому что бесплатный.