Мировые эксперты в прямом эфире обсудили рынки квантовых технологий

Российский квантовый центр, Фонд Росконгресс и Госкорпорация «Росатом» провели четвертую международную онлайн-дискуссию в рамках проекта «Квант будущего». Проект включает в себя открытые сессии, посвященные квантовым вычислениям, квантовым коммуникациям и абсолютно защищенной передаче данных, а также применению квантовых технологий в медицине.

Четвертая онлайн-дискуссия «Рынки квантовых технологий: кто в них инвестирует и зачем?» состоялась в прямом эфире 25 июня. Модератором выступил Руслан Юнусов, руководитель Российского квантового центра и проекта Росатома по созданию квантового компьютера в России.

Участники дискуссии обсудили основные рынки квантовых технологий, создание стартапов и уже существующие компании в области квантовых сенсоров, коммуникаций и вычислений. Также разговор затронул международные квантовые программы и их роль в продвижении высокотехнологичных коммерческих продуктов на основе квантовых эффектов.

Как отметил Руслан Юнусов, квантовый компьютер давно вышел за пределы лаборатории и стал инженерной задачей, а страны и корпорации включились в самую настоящую квантовую гонку: «В квантовые технологии инвестируют как правительства стран (США, Китай, Великобритания, Россия, Сингапур, Австралия, Индия и Япония), так и частные компании (Google, IBM, Microsoft, Alibaba, Amazon).
Кроме того, научные группы в ведущих исследовательских университетах образуют различные спин-оффы и стартапы, которые привлекают значительные инвестиции. Так, например, компания ID Quantique, чья сделка с корейским оператором SK Telecom оценивается в 130 млн долл. США, выросла из научной группы в Женевском университете. Таких историй все больше по всему миру. Это глобальное соревнование, которое происходит на всех уровнях».

Google стала одной из первых компаний, которая задолго до этого начала развивать собственную программу по разработке квантового компьютера, еще в 2007 году. Пожалуй, самый большой успех Google в этой области к настоящему моменту — это Quantum supremacy. Квантовый компьютер за три минуты провел вычисление, на которое при использовании традиционного суперкомпьютера потребовалось бы 10 000 лет и триллионы долларов.

«Мы увидели в квантовом компьютере огромный потенциал: уже тогда было понятно, что он позволит оптимизировать многие процессы, а по мере развития данной технологии открылись еще более широкие перспективы. Например, сейчас при участии российских коллег мы работаем над внедрением квантовых технологий в спектроскопии, которая применяется для изучения далеких планет и звезд. В будущем Google планирует предоставлять доступ к своим сервисам квантовых вычислений на коммерческой основе. Более того, мы уже взаимодействуем с некоторыми партнерами, чтобы они могли запускать алгоритмы на наших процессорах. Надеемся, со временем процессоры станут мощнее, а значит еще больше компаний смогут экспериментировать с квантовыми вычислениями», — говорит Хартмут Невен, технический директор корпорации Google, основатель и глава квантовой лаборатории искусственного интеллекта.

Google активно развивает единую систему для развития стартапов в области квантовых технологий. По словам Хартмута Невена, Google следит за талантливыми и перспективными стартапами, которые предлагают неожиданные сферы применения новых технологий, и приглашает их к совместной работе для расширения квантовых алгоритмов.

Кроме США, планы по корпоративному использованию квантовых коммуникаций предлагают в Европе. Одним из авторов и руководителей Европейской программы развития квантовых технологий Quantum Flagship является Томмазо Каларко, профессор Jülich Research Centre.

«Привлечение инвестиций, в том числе частных капиталов, — это главная задача Quantum Flagship в настоящий момент. Инвестиции способствуют не только развитию местной науки и экономики, но и препятствуют утечке мозгов. Недавно проходила масштабная встреча представителей крупнейших корпораций, где мы обсуждали перспективы применения квантовых технологий в бизнесе. Среди компаний, которые готовы инвестировать в квантовые технологии, — Airbus, Bosch, BMW, Volkswagen, Siemens и другие. Мы намерены создать некий европейский консорциум заинтересованных сторон для объединения усилий по разработке квантового компьютера. Не исключено, что какие-то технологии мы в итоге будем закупать у того же Google, однако мы все, в том числе правительство, единодушны в стремлении развивать локальное производство квантовых технологий — этот вопрос лежит в политической плоскости», — сообщил Томмазо Каларко.

Также Томмазо Каларко выразил надежду, что сотрудничество между Российским квантовым центром и европейской программой Quantum Flagship будет закреплено на межгосударственном уровне.

Советником по стратегическому развитию в рамках программы Quantum Technologies Flagship в Европейской комиссии стал Тьерри Боттер — глава R&D отдела по развитию квантовых технологий в компании Airbus, а также глава Airbus Blue Sky. Он отмечает, что разработку квантовых вычислений могут стимулировать и сами корпорации, бросая научному сообществу вызовы на основе своих бизнес-задач.

Так, например, компания Airbus запустила глобальный конкурс Airbus Quantum Computing Challenge. Для решения задач необходимо было учитывать большое количество параметров, таких как оптимизация расходов топлива и расчет оптимальной загрузки самолета. Несмотря на кажущуюся легкость вопросов, решение невозможно найти классическими методами. По словам Тьерри Боттера, финалисты конкурса предложили весьма необычные решения. Такой формат взаимодействия уже на ранних этапах развития новых технологий позволяет делать их прикладными и бизнес-ориентированными. Подобное соучастие ускоряет научный прогресс и повышает коммерческий потенциал разработок.

«Airbus по праву считается одной из наиболее прогрессивных авиастроительных компаний в мире. Мы стремимся использовать самые надежные и эффективные технологии. В настоящий момент мы пытаемся понять ценность квантовых технологий и определить те задачи, которые мы могли бы с их помощью решить. Конечно, это и кибербезопасность, и коммуникации, и различные сенсоры, средства для измерений, которые применялись бы, например, в контроле трафика. Конечно, мы также задумываемся о выборе партнера в этой области, это длительный и сложный процесс. Мы обращаемся к широкому сообществу заинтересованных научных центров и стартапов, чтобы найти наиболее оптимальные решения. Безусловно, мы рассчитываем, что в недалеком будущем появятся самолеты Airbus с применением технологий на основе квантовых эффектов», — сообщил Тьерри Боттер.

Руслан Юнусов отмечает, что буквально пять лет назад в России корпорации относились скептически к перспективам второй квантовой революции. В настоящий момент квантовые технологии развивают такие компании, как РЖД, Сбербанк, Ростелеком, Росатом, а в числе первых инвесторов выступил Газпромбанк.

«Банковская отрасль становится все более цифровой и остро нуждается в квантовых технологиях. Это связано с защитой данных, аналитикой и оптимизацией огромного количества процессов. Особую сложность представляет машинное обучение, которое зашло в тупик из-за ограниченных вычислительных возможностей. Мы видим, какой большой путь проделал Российский квантовый центр всего за пять лет, и уверены, что сможем внедрить их технологии в ближайшем будущем», — говорит Дмитрий Зауэрс, Заместитель Председателя Правления АО «Газпромбанк».

Развитию квантовых технологий в России также способствует предпринимательская инфраструктура и среда, развитием которых занимается Фонд «Сколково».

«Сколково уделяет пристальное внимание квантовой экосистеме. За десять лет Фонд «Сколково» накопил значительный опыт и помог двум с половиной тысячам стартапов, которые пользуются преимуществами нашей среды: это и преференциальный режим — налоговый, таможенный, административный, это и Сколковский институт науки и технологий, который проводит исследования мирового уровня и где, собственно, расположен Российский квантовый центр, это и крупные компании, которые взаимодействуют со Сколково и уже представили дорожные карты по внедрению квантовых технологий, среди них РЖД, Росатом, Ростех, Ростелеком, МТС, Газпромбанк и другие. За счет постоянного взаимодействия предпринимателей, Сколковского института наук и технологий, корпораций создается та самая благодатная экосистема и синергия. С одной стороны, корпорации смогут пользоваться результатами научных достижений, с другой стороны, стартапы уже в ходе своих разработок смогут учитывать и решать интересные задачи, которые ставят перед ними крупные компании. Кроме того, Сколково интегрирован в международное научное и бизнес-сообщество. Мы открыты для взаимодействия с зарубежными коллегами, давно сотрудничаем с такими корпорациями, как Google и Airbus», — говорит Аркадий Дворкович, председатель Фонда «Сколково».

Дмитрий Зауэрс дополняет, что уже сейчас необходимо предоставлять доступ к квантовым разработкам крупнейшим технологическим университетам. Это способно не только укрепить позиции России в квантовой гонке, но и привлечь инвестиции в научные стартапы уже на ранних стадиях разработок.

Технический директор корпорации Google Хартмут Невен замечает, что будущее квантовых технологий во многом действительно определят молодые поколения: «Самые яркие идеи по сферам применения квантовых технологий появятся у тех, кто сейчас только ходит в школу. Став взрослыми, эти дети наверняка придумают такие алгоритмы, о которых мы сейчас даже не задумываемся. Например, кто бы мог подумать, что лазеры прочно войдут в нашу повседневную жизнь в виде сканирования продуктов в магазине».