Каршерингу закручивают гайки

Похоже, что на горизонте маячит новый период самоизоляции, хотя власти робко пытаются это отрицать. Введение обязательной отметки на входе в ночные клубы и рестораны в Москве демонстрирует новый подход мэрии к QR-пропускам. Весной с ними немного перегнули палку, и Сергея Семеновича Собянина стали сравнивать с разными историческими персонажами 30-х и 40-х годов прошлого века. И, сравнения эти не сказать, чтобы были комплементарными, чего уж там. Обвинения в том, что из Москвы пытались сделать концентрационный лагерь показались обидными для сотрудников мэрии. Ведь цель была строго противоположной — наоборот, избежать концентрации людей, соответственно и лагерь строился деконцентрационный.

В любом случае опыт был не самый приятный, и из него были сделаны выводы. На этот раз мэрия решила, что теперь очередь бизнеса собирать лучи ненависти. Хочешь работать? Устраивай КПП на входе, проводи диагностику, контролируй внесение данных о посещении в общую систему. Не хочешь? Тогда закрывайся. И вроде мэрия ни при чём, и пропускная система создана. На радостях чиновники уже анонсировали, что введут аналогичную пропускную систему и в других местах массового скопления людей. Так что можно с уверенностью предполагать, что зиму переживут не все. И в первую очередь тревожно за каршеринг, который попал под критику сразу по нескольким фронтам.

На чем базируется бизнес-модель современного каршеринга в России? В первую очередь, на исключительном положении в сравнении не только с простыми автолюбителями, но и таксистами. Каршеринг годами платил за парковочные разрешения в несколько раз меньше, чем остальные участники дорожного движения. Привело это лишь к тому, что стоимость каршеринга для потребителей снизилась до недостижимых для традиционных сервисов аренды автомобилей уровней. Ну и парковок в городах не почти осталось, все они заняты каршерингом.

Раздражение таким положением дел стало проявляться даже на федеральном уровне. Вопросы о странной любви к каршерингу стали задавать депутаты ГосДумы. И кажется, что это возымело некоторое воздействие. Развитие каршеринга постепенно стало уходить из актуальной повестки дептранса Москвы.

Конечно, это не осталось без внимания самих компаний. Яндекс Драйв и Делимобиль начали готовиться к тяжёлым временам. Яндекс тихо интегрирует Драйв в систему такси, предлагая таксистам брать автомобили в аренду не у частников, а в каршеринге. Делимобиль в свою очередь ввёл жёсткую систему рейтинга пользователей, главная цель которой заключается в прикрытии серьёзного повышения стоимости аренды. И все без исключения начали навязывать тарифы с суточной арендой автомобиля.

Мы, конечно, не можем что-то утверждать, особенно когда речь идёт о таких непрозрачных субъектах, как компания Яндекс и московская мэрия. Но невозможно отрицать наличие связей между коммерческой компанией и государственным ведомством. Многие помнят, как весной мэрия объявила облегчение режима отбытия самоизоляции и разрешила москвичам прогулки по расписанию. Но подготовкой самого расписания заботливо занялся Яндекс, и то как тогда Яндекс взял под козырёк, тоже забывать не стоит. Поэтому вряд ли кто-то удивится, если выяснится, что приложения Яндекса начнут передавать данные о перемещении пользователей куда следует. Благо сбор этих данных Яндексом давно налажен.

Ну а с каршерингом в том виде, в каком он существовал до начала пандемии, можно уже окончательно проститься. Времена нынче тяжёлые, каждая копейка на счёту, и на этом фоне вряд ли мэрия согласиться помогать каршерингу льготной парковкой. Что остаётся Делимобилю и другим не столь осчастливленным вниманием мэрии каршерингом? Выходить в другие города и перегонять туда свой автопарк. Чем уже и занялся Делимобиль.