Что не так с каршерингом?

В обозримом будущем каршеринг в России вряд ли сможет оправиться от многомесячного простоя. В одной только Москве сосредоточено более 30 тысяч автомобилей. Даже личный автотранспорт требует техобслуживания после долгого простоя, что уж говорить о потёртых колымагах, которые эксплуатируются ещё суровее, чем в такси. Но главной проблемой каршеринга станет вовсе не техническое обслуживание автомобилей, тем более что многие пользователи этого сервиса всеядны и готовы теперь невзгоды ради низких цен. Депутаты намерены добиться отмены льготных тарифов на парковку для каршеринговых компаний. Речь, на секундочку, идёт о потенциальных 10 миллиардах рублей, которые каршеринги недоплачивают в городской бюджет.

Представьте, что вы живёте в многоквартирном доме. В вашем подъезде, конечно, не без сварливых соседей, но относительно чисто и спокойно. И тут в одной из квартир появляется притон, как сейчас принято говорить, наркопотребителей. Шприцы, странный запах, мутные личности. Проходит некоторое время и соседи начинают разъезжаться. Из-за нежелательного соседства цена на жилье падает, что привлекает к вашему дому ещё больше странноватых жильцов. Ну тех, которому надо подешевле. И которые готовы ради этого закрывать глаза на многое. Проходит год-два, и вы оказываетесь жителем дома, населённого наркоманами, алкоголиками и прочим маргинальным элементом. Перестали вы от этого быть условно нормальным? Нет, не перестали. Но для окружающих репутация вашего дома вполне однозначная.

Также происходит и с каршерингом. Есть много пабликов и каналов, где собираются фото и видеодоказательства того, что каршеринг последовательно становится прибежищем очень странного контингента. Выломанные переключатели, свёрнутые зеркала, загаженный и прокуренный салон. Пользователь никогда не знает, чего ждать от зафрахтованного автомобиля. Узнать о его состоянии можно в ходе личного осмотра. Никаких гарантий того, что вместе с канистрой незамерзайки предыдущий пользователь не скрутил тормозные колодки, нет. Если на старте каршеринг был настоящим открытием с его чистыми автомобилями и работающим оборудованием, то сегодня он стремительно превращается нечто довольно маргинальное.

Значит ли это, что конкретный пользователь каршеринга — лихач и грязнуля? Конечно нет. Но это как с подъездом. Как только количество асоциальных элементов превышает определённый порог, то будь конкретный житель хоть трижды респектабельным, общей картины это не меняет. Как говорил в похожей ситуации один весьма уважаемый жилец: «пропал колабуховский дом!».

Усугубляет всю эту историю тот факт, что в случае отмены льгот, при нынешней бизнес-модели каршеринг в России никогда не станет операционно рентабельным. Например, абонемент на парковку в Москве стоит 370 тысяч рублей, а каршеринг получает его за 27,6 тысяч рублей. Наши читатели справедливо замечают, что есть такое понятие, как опт, но мы не припомним бизнеса, где оптовая скидка превышает 90%. Да и любое парковочное место в Москве генерирует больше 27,6 тысяч рублей в год. Чтобы оно генерировало меньше, нужно чтобы его загрузка была менее 1 часа в день. Чего, как мы знаем, на практике не бывает. При этом каршеринговые автомобили не только недоплачивают в бюджет миллиарды рублей, они препятствуют поступлению этих миллиардов от других автовладельцев. Которые попросту не могут припарковаться из-за того, что места заняты брошенными машинами.

Мы не знаем, что произойдёт летом, когда каршерингу разрешат вернуться на дороги. Но то, что вернутся не все, это факт. Куда интереснее будет посмотреть на тарифы и условия, ведь государству нужны деньги, а значит у депутатской инициативы есть все шансы быть реализованной. И вполне возможно, что со следующего года каршерингу придётся жить по общим правилам бизнеса. Как минимум — оплачивать парковку наравне с другими автовладельцами. Вследствие чего каршеринг настолько очистится, что к нему вернётся былая репутация. Ну, по крайней мере, хотелось бы в это верить.